Стремление к идеальной модели

Тенденции развития специальной библиотеки в России

Специальные библиотеки России переживают множество трудностей. Однако самый больной вопрос — изменение правового статуса.
В начале XXI в. в Российской Федерации действовали 72 специальные библиотеки для слепых / незрячих и слабовидящих. К 2007 г. три из них (Пензенская и Томская областные, Калмыцкая республиканская) потеряли самостоятельность, став структурными подразделениями универсальных библиотек.
В 2011 г. аналогичная реструктуризация произошла в Республике Бурятия — библиотека для слепых вошла в состав республиканской. Тенденция продолжилась: в 2014 г. подобная участь ждала Тамбовскую специальную библиотеку, в 2015 г. — Амурскую, Кировскую и Псковскую. В 2016 г. вошли в состав национальных библиотек специальные библиотеки республик Карелии и Удмуртии.
Таким образом, на сегодняшний день в системе информационно-библиотечного обслуживания слепых и слабовидящих людей насчитывается 60 специальных библиотек. Из них 1 — федеральная, 59 — региональных. Также действуют
12 отделов по обслуживанию слепых в региональных научных библиотеках (ещё один Центр для незрячих и слабовидящих «Доступная среда» открылся в Ингушетии в 2015 г., но он занимает обособленное положение). Тем не менее, процесс реструктуризации вызывает озабоченность, поскольку несёт угрозу утраты самостоятельности специальных библиотек. Об этой тревожной тенденции ещё в 2011 г. писала заместитель директора по научной работе ФГБУК «Российская государственная библиотека для слепых», к.п.н. Е. В. Захарова1.
Безусловно, отделы, созданные на базе преобразованных библиотек, продолжают выполнять свои функции, охватывая своим влиянием всех, кто испытывает трудности при чтении плоскопечатных текстов, обеспечивая книгами и информацией инвалидов по зрению. Но возникает вопрос: в полном ли объёме созданные отделы могут содействовать инклюзии человека с инвалидностью в общество через беспрепятственный доступ к информационно-библиотечным и социокультурным услугам?
В определённом смысле защитой является Распоряжение Минкультуры России от 02.08.2017 №Р-965 «Об утверждении Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры»2. Оно рекомендует в субъектах РФ с населением в административном центре более 150 тыс. человек содержать специализированную библиотеку для инвалидов по зрению.
В субъектах с населением менее 150 тыс. человек, в целях оптимизации затрат на базе государственной библиотеки субъекта РФ может быть создано структурное подразделение по обслуживанию инвалидов по зрению.
Оказывает поддержку и «Модельный стандарт деятельности специальной библиотеки для слепых субъекта Российской Федерации», принятый Конференцией Российской библиотечной ассоциации (XV Ежегодная сессия, 20 мая, 2010 г., г. Томск). Документ закрепляет статус библиотек для слепых, определяет их роль как неотъемлемой части совокупного информационно-библиотечного ресурса страны, помогает урегулировать взаимоотношения с органами региональной власти.
Однако, несмотря на ряд документов, тенденция реструктуризации специальных библиотек продолжает сохраняться. В 2017 г. Омская и Тюменская специальные библиотеки, также были реорганизованы путём присоединения к областным научным библиотекам. Отметим: население Омска — 1 178 391 человек, Тюмени — 744 554 человека (данные количества жителей городов взяты из федеральной службы государственной статистики. Официальный сайт службы Росстата www.gks.ru).

Ирина Сергеевна Кильпякова кандидат педагогических наук, заведующая информационно-методическим отделом ГКУК «Белгородская государственная специальная для слепых им. В. Я. Ерошенко»
Марина Фаритовна Хасанова, аспирант кафедры издательского дела и библиотековедения ГБОУ ВО «Белгородский государственный институт искусств и культуры»