В 2022 году в сфере подбора и управления персонала (а если точнее — HR) выделился тренд на раскрытие кадрового потенциала. Что это такое и какое отношение имеет к библиотекам?
Библиотечные специалисты на сегодняшний день становятся всё более мультифункциональными: им приходится быть библиотекарями, организаторами, сценаристами, документоведами, рекламщиками, SMM-специалистами, видеорежиссерами, актёрами и прочее, прочее. Не в каждой библиотеке можно чётко разграничить обязанности и «посадить человека» на ту или иную функцию. Зачастую один выполняет сразу несколько ролей. Как максимально эффективно распорядиться сотрудниками, чтобы не перенапрячь отдельно взятых специалистов и не создать напряжение в коллективе. Для этого и предполагается внедрение раскрытия кадрового потенциала в библиотеках.
Раскрытие кадрового потенциала библиотеки — это управление способностями и возможностями коллектива с целью обеспечения эффективного функционирования библиотеки. Кадровый потенциал — это умение и навыки членов коллектива, которые могут быть использованы для роста компании. Для библиотек — это те компетенции, которые увеличивают основные показатели библиотеки, говорящие о её востребованности среди читателей (количество читателей, посещаемость, книговыдача). Не секрет, что часто читатели идут «на человека»: посещают библиотеку в дни, в которые работает определённый сотрудник. На это влияют такие качества и компетенции как коммуникабельность, открытость, знание фонда, умение порекомендовать книгу
Кадровый потенциал библиотеки обеспечивает продуктивную деятельность организации и является важной частью в системе управления персоналом. Под потенциалом сотрудников подразумевается компетентность персонала, его профессиональные знания, опыт и наработки, новаторство и т. д.
Под управлением кадровым потенциалом понимается соответствие целей и задач библиотеки со способностями, умениями и талантами библиотекарей. При эффективном управлении кадровым потенциалом качество труда улучшается. К этому относится и удовлетворение личных потребностей отдельного работника библиотеки. Для этой цели необходимо создать условия для справедливых, равноправных, открытых отношений в коллективе, где библиотекарь имеет возможность раскрыть свой потенциал и продемонстрировать свои компетенции.
Но прежде чем ставить цели по развитию потенциала, необходимо выявить какими компетенциями и ресурсами обладают сотрудники библиотеки.
Можно провести анализ, исходя из совместной работы с каждым сотрудником. А также использовать тесты по выявлению личностных особенностей библиотекарей. Никто не знает своих сотрудников лучше, чем заведующий библиотекой. Важно выделить небольшое количество времени, чтобы заняться исследованием потенциала коллектива и это даст свои плоды. Ведь грамотно распределенные задачи повысят эффективность каждого библиотекаря в отдельности и показатели библиотеки в целом.
Марина Анатольевна Дворецкая, ведущий библиотекарь ЦБС для детей им. Н. Островского
г. Красноярска,

