Детективный жанр пользовался и пользуется в Японии огромной популярностью. В стране, где оружие строго регламентированo, а уровень преступности относительно низок (если не брать в расчёт организованные преступные группы, известные как якудза), детективная литература вызывает всеобщее восхищение и жадно потребляется.
Проведённый в 1999 г. опрос показал, что самый популярный автор в стране — детективный писатель Дзиро Акагава (Jiro Akagawa), а трое из четырёх лучших, по мнению читателей, японских писателей также были представителями детективного жанра. В 2000 г. одним из наиболее популярных телевизионных шоу был признан сериал “Hagure Keiji”, герой которого в каждом эпизоде раскрывает какое-нибудь захватывающее преступление.
Зарождение детективной литературы в Японии произошло довольно рано, о чём свидетельствует публикация в 1689 г. сборника детективов Сайкаку Ихара (Saikaku Ihara). В 1880-е гг. в Японии появились переводы западных детективных авторов, таких как Ян Кристемейер (Jan Christemeijer), Эдгар По, Конан Дойл, Ричард Фриман. Появились и японские авторы пишущие классические «европейские» детективы; наиболее популярным из них стал Руйко Куроива (Ruiko Kuroiwa). Его роман «Три пряди волос» (“Three Strands of Hair”) был опубликован в 1889 году. Кроме того, Куроива адаптировал к японскому контексту ряд рассказов Эмиля Габорио. В том же 1889 г. Кода Рохан (Rohan Koda) опубликовал рассказ «Сюрприз», положивший начало японскому классическому детективному рассказу. А в 1919 г. вышел культовый роман Сато Харуо (Haruo Sato) «Отпечатки пальцев» (“The Finger Print”). Эссе писателя «О тайнах и их романтическом и эротическом происхождении» (1924) оказало огромное влияние на более поздних японских авторов.

