как площадка для профессионального развития студентов
Тема наставничества не является новой, но именно последние несколько лет ознаменованы новым взглядом на роль наставника. Пример повышенного внимания к наставничеству — различные конкурсы, в которых для финалистов и победителей предлагается возможность получить профессиональную помощь наставников.
Роль наставника в личностном и профессиональном становлении и развитии сложно переоценить. Одна из сфер, где система наставничества получила широкое распространение, — сфера образования, в которой развиваются и применяются различные её модели (традиционная, партнёрская, сопровождение — баддинг, катализация, групповое наставничество и др.).
Объявление 2023 г. Годом педагога и наставника, направленного на повышение престижа педагогов, выполняющих в том числе наставническую деятельность, вызвало к жизни множество проектов и мероприятий по всей стране. Один из них, «Творческая лаборатория», создан на библиотечно-информационном факультете (БИФ) Санкт-Петербургского государственного института культуры в октябре 2022 г. в преддверии Года педагога и наставника. Он стал ответом на потребности студентов БИФ в освоении тех навыков, которые сегодня востребованы на рынке труда, в том числе и в библиотеках, но которые не осваиваются в рамках учебных дисциплин, либо затрагиваются поверхностно, — например, проведение интервью, предпечатная подготовка изданий, видеомонтаж.
Проект был предложен студентам в рамках образовательной программы «Библиотечно-информационная деятельность», направленность «Анализ информации в книжном деле, искусстве и бизнесе». Его созданию предшествовали выполнение практического задания «Анализ требований к информационному аналитику на рынке вакансий» по дисциплине «Аналитические технологии» и обсуждение его результатов. Данное задание разработано профессором Санкт-Петербургского государственного института культуры
Г. Ф. Гордукаловой ещё в начале 2000-х годов1. С 2015 г. практику изучения рынка вакансия продолжает доцент кафедры медиалогии и литературы А. С. Крымская.
В 2022 г. акцент был сделан на выявлении мягких навыков, которые сегодня требуются на рынке, и способов их развития2. Так, студентами было выявлено, что к наиболее востребованным навыкам относятся: коммуникабельность, аналитический склад ума, поиск и анализ информации, работа в команде, самодисциплина, тайм-менеджмент, обучаемость, адаптивность, стрессоустойчивость, лидерские качества, поиск причинно-следственных связей, критическое мышление, навык публичных выступлений. Эти навыки можно развивать, участвуя в конференциях, встречах и форумах в роли слушателя или спикера, в рабочей и учебной деятельности, обучаясь на специальных курсах и тренингах.
Альбина Самиуловна Крымская, доцент кафедры медиалогии и литературы, заместитель декана библиотечно-информационного факультета Санкт-Петербургского государственного института культуры
Мария Александровна Валуева, студентка 3-го курса БИФ СПбГИК
Полина Максимовна Трофимова, студентка 3-го курса БИФ СПбГИК
1 Гордукалова Г. Ф. Технологии анализа и синтеза профессиональной информации: учеб.-практ. пособие. Санкт-Петербург: Профессия, 2015. — 544 с.; Звидрина М. П. Профессиональные компетенции аналитика информационных ресурсов: дис. … канд. пед. наук / СПбГИК. — Санкт-Петербург, 2013. — 234 с.: ил.

