Визуальная атмосфера книги. В детстве знакомство с книгой начинается с иллюстрации. Мы все любили книги с картинками, по которым прочитывали сюжет. Взрослея, мы отдаём предпочтение тексту, но порой и авторский текст открывается нам через видение художника.
Год литературы немыслим без художника. Именно художник создаёт целостное оформление книги, единый образ — визуальную атмосферу книги, её красоту, её эстетику. Как писал Д. С. Лихачёв, «Литература даёт нам колоссальный, обширный и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нём не только чувство красоты, но и понимание — понимание жизни…»1 Оригинальное художественное исполнение способствует успеху книги, обогащает текст.
Книжная иллюстрация, возникающая из взаимосвязи литературы и изобразительного искусства, играет большую роль не только в эстетическом воспитании. Из письма В. Д. Поленова —
Ф. В. Чижову, 1877 г. Петербург. «Я не вижу ничего подлого в работе вывесок, а тем более в работе для иллюстраций, в ней не только нет ничего подлого, а, напротив, эта работа может быть чрезвычайно честною и полезною деятельностью, особенно у нас, где это дело может иметь огромное образовательное и воспитательное значение…»2
Иллюстрации подчёркивают особенности литературного языка произведения. Если между автором и художником складывается творческое содружество, возникает единый ритм текста и рисунка. Замечательным образцом тому служат иллюстрации к произведениям русской классической литературы, хотя иллюстрировать классику — это ничуть не менее рискованное предприятие, чем политическая карикатура.
В Российской государственной библиотеке искусств с момента её основания и по сегодняшний день работе с изображениями уделяли большое внимание. Мы всегда отдавали предпочтение иллюстрированным книгам, и не только альбомам, но и художественной литературе. Посмотрите работы М. А. Врубеля к сочинениям Лермонтова, в том числе и поэме «Демон». «Переводя на язык графики главные сюжетные коллизии литературного текста, создавая портреты её героев, художник творит свой мир. Единственным смыслом иллюстрации он провозгласил её полную субъективность, то есть выражение собственного индивидуально-неповторимого взгляда на литературное произведение. Но иллюстрации Врубеля не могут быть сведены к субъективному комментарию. Оставаясь верным поэту в сюжете, художник пользуется поэмой как подспорьем для выражения ведущих тем собственного творчества»3.
Русская, советская книга имела великолепные традиции. Иллюстрации были живыми, органичными, пробуждали позитивное начало. В советское время во многих издательствах работали прекрасные редакторы, которые совместно с художником создавали действительно высокохудожественные произведения. Реформатор иллюстрирования книг для детей В. В. Лебедев4, руководивший художественным редактированием изданий детской книги, требовал от иллюстраторов знания того, что изображаешь, — какие бывают инструменты, костюмы, седла, сапоги, и даже какие когти у зверей! В Русском музее хранятся рисунки А. Ф. Пахомова — «Разъярённая кошка» и «Кошка, ловящая мышь». Эти графические работы Пахомов сделал в период своего наблюдения и изучения всевозможных представителей кошачьего мира. Так он собирал материал для иллюстраций к сказке Р. Киплинга «Кошка, гулявшая сама по себе». Пахомов, как и все художники, работавшие рядом с В. В. Лебедевым, стремились максимально серьёзно и основательно относиться к предмету изображения, помня, что иллюстрации должны ярко и образно знакомить детей с окружающим миром, с его прошлым и настоящим5. Рисунки в книге являются одними из первых произведений изобразительного искусства, с которыми встречается ребёнок. Представляется, что у каждого рассматривающего иллюстрации Е. Д. Поленовой, И. Я. Билибина, Ю. А. Васнецова, В. В. Лебедева, Е. И. Чарушина, А. Ф. Пахомова, В. М. Конашевич, Т. А. Мавриной, на лице появляется добрая, оптимистическая улыбка, навеянная смутными воспоминаниями из детства.
Елена Георгиевна Хапланова, руководитель Центра визуальной информации Российской государственной библиотеки искусств, Москва
1 Лихачёв Д. С. Письма о добром и прекрасном: [Для сред. и ст. шк. возраста] / Д. С. Лихачёв. — М.: Детская литература, 1989. — С. 116.
2 Абрамцево. — Л.: Художник РРСФСР, 1988. — С. 50.
3 Гусарова А. П. Михаил Врубель: [альбом] / Алла Гусарова. — Москва: Государственная Третьяковская галерея, 1997. — С. 20.
4 Владимир Васильевич Лебедев (1891–1967) — выдающийся график, художник — иллюстратор первой половины ХХ века.
5 Матафонов В. С. Алексей Фёдорович Пахомов. — М.: Изобраз. искусство, 1981. — С. 64.

