То, что раньше замалчивалось, теперь замалчивать не удается: слишком болезненно это для общества и отдельно взятых людей — для детей-инвалидов, для людей с любыми ограничениями в развитии. Настала пора приводить в согласие всех несогласных и воинствующих. Пора понять: толерантное отношение воспитывается с детства.
Последние десятилетия XX века сильно изменили нашу страну и общество. Жизнь показала: во избежание острых конфликтов между различными социально-демографическими группами населения пора искать точки соприкосновения. В отношениях между людьми стало больше нетерпимости. Библиотечное обслуживание как никакая другая сфера деятельности, в силу обстоятельств, влияет на формирование взглядов своих читателей, на их мировоззрение. Немалую роль во влиянии на умы читателей играют специализированные библиотеки для слепых и слабовидящих читателей. В последние годы эти библиотеки стали активно обслуживать инвалидов и других категорий. Отдельной заботы требуют дети-инвалиды. Поэтому особое внимание наша библиотека уделяет проблеме толерантности в отношении детей с ограниченными возможностями.
Толерантность — это способность человека, сообщества, государства уважать мнение других, пусть и радикально отличающееся от своего. «Терпимость — это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», — говорится в Декларации принципов терпимости, принятой Генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году. В Декларации толерантность определяется как уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, любых форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности, а также — как отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждение норм, установленных в международно-правовых актах в области прав человека.
Статистика гласит, что в России за последнее десятилетие количество детей с проблемами в физическом развитии увеличилось более чем в два раза. Так, к 2005 году в Калужской области около 6 тыс. детей остались без попечения родителей. Все они получают социальную пенсию и состоят на учете в организациях социальной защиты населения. Каждый четвертый родившийся в области — инвалид. Следует учесть, что формально рост числа детей-инвалидов отчасти вызван и изменением российского законодательства: с 1999 года, в соответствии с международными нормами, возраст детей, считающихся детьми-инвалидами, продлен с 16 до 19 лет.
Ситуация с детьми-инвалидами отражает ситуацию со здоровьем по стране в целом. В числе причин распространения детской инвалидности врачи называют проблемы со здоровьем потенциальных родителей (в первую очередь — матерей), неблагоприятные условия труда для женщин, рост детского травматизма, ухудшение экологии, последствия родовых травм и врачебных ошибок.
Чтобы решить проблему толерантности, нужно для начала выявить причины разногласий между различными сообществами, какой характер они носят: национальный, религиозный, расовый, классовый и т.п. Анализ этих причин даст возможность найти эффективные средства предупреждения конфликтов. И возможности сферы образования надо использовать здесь в первую очередь. Ведь именно через образование ребенок-инвалид интегрируется в общество. Проблему толерантности мы будем рассматривать здесь с социокультурной точки зрения.
На Всероссийском совещании, проведенном по инициативе РГДБ и РГБС в марте 1996 года, много внимания было уделено совершенствованию работы по интеграции детей с ограниченными возможностями в социум. За последнее десятилетие в этом на-
правлении сделать удалось немало: во многих регионах были сформированы фонды детской литературы; в штат спецбиблиотек введены специалисты по работе с детьми-инвалидами, дефектологи и психологи; на местах организовано тесное сотрудничество с Министерством образования, со спецшколами для слепых и слабовидящих детей, дошкольными общеобразовательными учреждениями (пример — специализированные библиотеки Тулы, Новгорода, Санкт-Петербурга, Рязани, Новосибирска, Тюмени и другие).
Социокультурная реабилитация детей с ограниченными возможностями ведется практически во всех спецбиблиотеках. Под-тверждением тому служит проведенная в 2004 году сразу в четырех регионах Всероссийская конференция по данной проблеме — в Волгограде, Калуге, Твери, Чебоксарах.
Новый толчок соцреабилитации дал выпуск книг по Брайлю и, в частности, детских книжек-игрушек. Четыре Всероссийские конференции и участие в них всех регионов — свидетельство того, что к чтению приобщаются абсолютно слепые дети и дети с сопутствующими заболеваниями. Работа ведется в тесном взаимодействии со специализированными школами, министерствами образования, здравоохранения и социальной политики. Связующим звеном в этом социокультурном процессе остаются учреждения культуры. Продолжением этой большой работы стали Международные конференции (Тула, Петрозаводск, Новгород, Псков, Тюмень), где был обобщен уникальный опыт по использованию тактильных книжек-игрушек.
Многие специальные библиотеки сотрудничают с вузами. Интересный опыт накоплен Санкт-Петербургской, Калужской, Новосибир-ской, Тульской, Рязанской и другими спецбиблиотеками. В этих библиотеках нашли свое применение теоретические разработки студентов социальных факультетов. Многие специализированные библиотеки стали базой для практической работы соцработников. С отдельными библиотеками заключены договоры на ведение практики студентов-ди-
пломников социальных факультетов, на обучение их навыкам работы по социокультурной реабилитации и адаптации людей с ограниченными возможностями и, в частности, детей-инвалидов. Примером тому — наша библиотека, где на протяжении семи лет проходят практику студенты социальных факультетов Калужского филиала Российского государственного социального университета и Калужского института социальных отношений.
Разнообразие работы по социокультурной реабилитации людей с ограниченными возможностями, особенно детей-инвалидов, ярко проявляется в работе секции РБА и Международных Крымских конференций. Именно участие в работе этих двух мощных форумов позволяет учреждениям, задействованным в реабилитационной деятельности, определиться с направлениями дальнейшей работы. Все, что разрабатывают коллеги по библио-течному, информационному, педагогическому и психологическому направлениям, чрезвычайно важно и для детей с ограниченными возможностями, и для всего общества.
Толерантность — сравнительно новое направление в реабилитационной работе спецбиблиотек. Наша библиотека уже приступила к разработке основных идей и принципов толерантности, касающихся формирования личности ребенка. В этом мы опирались на опыт международных и общественных организаций, опыт вузов и, конечно же, ВГБИЛ им. М. И. Рудомино. Опыт нашей работы обобщен в ряде специальных и библиотечных журналов, в частности, в журнале «Вестник МГУКИ», № 3/2003.
Чтобы внедрить в работу библиотек и учреждений культуры новые формы работы с социально незащищенными людьми и людьми, имеющими физические ограничения, мы разработали новую программу — «Толерантность — важный фактор культуры», которая теперь целенаправленно вне-
дряется в регионе. Основные идеи и принципы толерантности распространяются среди централизованных библиотечных систем, детских библиотек и других учреждений социокультурной направленности.
«Трех вещей нужно избегать (в жизни): ненависти, зависти и презрения», — предостерегали древние философы. Опираясь на это высказывание, мы формулируем основные идеи и принципы, которыми следует руководствоваться в воспитании толерантности в детях:
1. создание системы условий (социальных, педагогических, психологических, социокультурных), способствующих формированию толерантных взглядов и навыков толерантного поведения в обществе, согласно основным документам о правах человека.
2. выработка образовательной стратегии, которая должна предотвращать любые проявления расизма, шовинизма и экстремизма, посредством создания доброжелательной атмосферы в детских коллективах, учебных заведениях, где акцент делался бы на различные объединяющие моменты: культурное наследие, вклад в развитие науки и искусства, положительные черты национальных характеров и т. п.
3. реализация идеи воспитания в детях открытых и уважительных отношений к другим людям, то есть научить детей видеть и принимать различия культур, религиозных убеждений и быта других народов.
4. создание благоприятного микрокосмоса культурного и межэтнического взаимопонимания, в котором каждый ребенок, независимо от национальной принадлежности, почувствует себя защищенным и способным к открытому взаимодействию с миром.
Реализация вышеперечисленных идей осуществляется согласно следующим принципам:
• развитие социальных качеств ребенка с учетом его личностных качеств;
• использование позитивного социально-культурного опыта нации;
• создание условий для позитивного взаимодействия детей разных культурных, национальных, религиозных и социальных групп в процессе межнационального общения;
• принятие ребенка таким, какой он есть, то есть признание его самоценности.
Однако основополагающим принципом является принцип безопасности («социального комфорта»), предполагающий обеспечение защиты детей от насилия и издевательств в детском коллективе. Ведь дети от природы бывают склонны к неосознанной агрессии, к унижению других.
Быть терпимыми по отношению друг к другу очень важно, хоть и непросто. Другой стороной социальной интеграции детей-инвалидов является подготовка самого общества к принятию их. Эта подготовка подразумевает наличие соответствующих правовых норм, гарантирующих благоприятные условия для жизни детей-инвалидов среди относительно здоровых людей, приспособление среды обитания для этой категории детей и, конечно — формирование положительного отношения здоровых членов общества к нездоровым. Интеграция ребенка-инвалида в общество предполагает включение его во все существующие сферы жизнедеятельности: образовательную, культурную, профессиональную, социальную. Каждая из этих сфер должна быть оптимизирована для ребенка-инвалида. Особого внимания заслуживает микросоциум: соседи, двор, микрорайон, где живет и развивается такой ребенок, а также класс, в котором он учится. Его ровесники — это своего рода волонтеры, которые будут стимулировать его социальную адаптацию.
Толерантность — это активная позиция самоограничения и намеренного невмешательства. Только благодаря добровольному самоограничению личности и можно строить по-настоящему толерантные отношения в обществе.
Мария Павловна Коновалова, директор Калужской областной специальной библиотеки для слепых им. Н. Островского

