Терпимость — ключ к благополучию общества. Воспитание толерантности. Основные идеи и принципы

То, что раньше замалчивалось, теперь замалчивать не удается: слишком болезненно это для общества и отдельно взятых людей — для детей-инвалидов, для людей с любыми ограничениями в развитии. Настала пора приводить в согласие всех несогласных и воинствующих. Пора понять: толерантное отношение воспитывается с детства.
Пос­лед­ние де­ся­ти­ле­тия XX ве­ка силь­но из­ме­ни­ли на­шу стра­ну и об­ще­ст­во. Жизнь по­ка­за­ла: во из­бе­жа­ние ост­рых конф­лик­тов меж­ду раз­лич­ны­ми со­ци­аль­но-де­мог­ра­фи­чес­ки­ми груп­па­ми на­се­ле­ния по­ра ис­кать точ­ки соп­ри­кос­но­ве­ния. В от­но­ше­ни­ях меж­ду людь­ми ста­ло боль­ше не­тер­пи­мос­ти. Биб­ли­о­теч­ное обс­лу­жи­ва­ние как ни­ка­кая дру­гая сфе­ра де­я­тель­нос­ти, в си­лу обс­то­я­тельств, вли­я­ет на фор­ми­ро­ва­ние взгля­дов сво­их чи­та­те­лей, на их ми­ро­во­з­зре­ние. Не­ма­лую роль во вли­я­нии на умы чи­та­те­лей иг­ра­ют спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные биб­ли­о­те­ки для сле­пых и сла­бо­ви­дя­щих чи­та­те­лей. В пос­лед­ние го­ды эти биб­ли­о­те­ки ста­ли ак­тив­но обс­лу­жи­вать ин­ва­ли­дов и дру­гих ка­те­го­рий. От­дель­ной за­бо­ты тре­бу­ют де­ти-ин­ва­ли­ды. По­э­то­му осо­бое вни­ма­ние на­ша биб­ли­о­те­ка уде­ля­ет проб­ле­ме то­ле­ра­нт­нос­ти в от­но­ше­нии де­тей с ог­ра­ни­чен­ны­ми воз­мож­нос­тя­ми.
То­ле­ра­нт­ность — это спо­соб­ность че­ло­ве­ка, со­об­ще­ст­ва, го­су­да­р­ства ува­жать мне­ние дру­гих, пусть и ра­ди­каль­но от­ли­ча­ю­ще­еся от сво­е­го. «Тер­пи­мость — это то, что де­ла­ет воз­мож­ным дос­ти­же­ние ми­ра и ве­дет от куль­ту­ры вой­ны к куль­ту­ре ми­ра», — го­во­рит­ся в Дек­ла­ра­ции прин­ци­пов тер­пи­мос­ти, при­ня­той Ге­не­раль­ной Кон­фе­рен­ци­ей ЮНЕС­КО в 1995 го­ду. В Дек­ла­ра­ции то­ле­ра­нт­ность оп­ре­де­ля­ет­ся как ува­же­ние, при­ня­тие и пра­виль­ное по­ни­ма­ние бо­га­то­го мно­го­об­ра­зия куль­тур на­ше­го ми­ра, лю­бых форм са­мо­вы­ра­же­ния и про­яв­ле­ния че­ло­ве­чес­кой ин­ди­ви­ду­аль­нос­ти, а так­же — как от­каз от дог­ма­тиз­ма, от аб­со­лю­ти­за­ции ис­ти­ны и ут­ве­рж­де­ние норм, ус­та­нов­лен­ных в меж­ду­на­род­но-пра­во­вых ак­тах в об­лас­ти прав че­ло­ве­ка.
Ста­тис­ти­ка гла­сит, что в Рос­сии за пос­лед­нее де­ся­ти­ле­тие ко­ли­че­ст­во де­тей с проб­ле­ма­ми в фи­зи­чес­ком раз­ви­тии уве­ли­чи­лось бо­лее чем в два ра­за. Так, к 2005 го­ду в Ка­лу­жс­кой об­лас­ти око­ло 6 тыс. де­тей ос­та­лись без по­пе­че­ния ро­ди­те­лей. Все они по­лу­ча­ют со­ци­аль­ную пен­сию и сос­то­ят на уче­те в ор­га­ни­за­ци­ях со­ци­аль­ной за­щи­ты на­се­ле­ния. Каж­дый чет­вер­тый ро­див­ший­ся в об­лас­ти — ин­ва­лид. Сле­ду­ет учесть, что фор­маль­но рост чис­ла де­тей-ин­ва­ли­дов от­час­ти выз­ван и из­ме­не­ни­ем рос­сийс­ко­го за­ко­но­да­тель­ства: с 1999 го­да, в со­от­ве­т­ствии с меж­ду­на­род­ны­ми нор­ма­ми, воз­раст де­тей, счи­та­ю­щих­ся деть­ми-ин­ва­ли­да­ми, прод­лен с 16 до 19 лет.
Си­ту­а­ция с деть­ми-ин­ва­ли­да­ми от­ра­жа­ет си­ту­а­цию со здо­ровь­ем по стра­не в це­лом. В чис­ле при­чин расп­ро­ст­ра­не­ния детс­кой ин­ва­лид­нос­ти вра­чи на­зы­ва­ют проб­ле­мы со здо­ровь­ем по­тен­ци­аль­ных ро­ди­те­лей (в пер­вую оче­редь — ма­те­рей), неб­ла­гоп­ри­ят­ные ус­ло­вия тру­да для жен­щин, рост детс­ко­го трав­ма­тиз­ма, ухуд­ше­ние эко­ло­гии, пос­ле­д­ствия ро­до­вых травм и вра­чеб­ных оши­бок.
Что­бы ре­шить проб­ле­му то­ле­ра­нт­нос­ти, нуж­но для на­ча­ла вы­я­вить при­чи­ны раз­ног­ла­сий меж­ду раз­лич­ны­ми со­об­ще­ст­ва­ми, ка­кой ха­рак­тер они но­сят: на­ци­о­наль­ный, ре­ли­ги­оз­ный, ра­со­вый, клас­со­вый и т.п. Ана­лиз этих при­чин даст воз­мож­ность най­ти эф­фек­тив­ные сред­ства пре­дуп­реж­де­ния конф­лик­тов. И воз­мож­нос­ти сфе­ры об­ра­зо­ва­ния на­до ис­поль­зо­вать здесь в пер­вую оче­редь. Ведь имен­но че­рез об­ра­зо­ва­ние ре­бе­нок-ин­ва­лид ин­тег­ри­ру­ет­ся в об­ще­ст­во. Проб­ле­му то­ле­ра­нт­нос­ти мы бу­дем рас­смат­ри­вать здесь с со­ци­о­куль­тур­ной точ­ки зре­ния.
На Все­рос­сийс­ком со­ве­ща­нии, про­ве­ден­ном по ини­ци­а­ти­ве РГДБ и РГБС в мар­те 1996 го­да, мно­го вни­ма­ния бы­ло уде­ле­но со­вер­ше­н­ство­ва­нию ра­бо­ты по ин­тег­ра­ции де­тей с ог­ра­ни­чен­ны­ми воз­мож­нос­тя­ми в со­ци­ум. За пос­лед­нее де­ся­ти­ле­тие в этом на-
п­рав­ле­нии сде­лать уда­лось не­ма­ло: во мно­гих ре­ги­о­нах бы­ли сфор­ми­ро­ва­ны фон­ды детс­кой ли­те­ра­ту­ры; в штат спец­биб­ли­о­тек вве­де­ны спе­ци­а­лис­ты по ра­бо­те с деть­ми-ин­ва­ли­да­ми, де­фек­то­ло­ги и пси­хо­ло­ги; на мес­тах ор­га­ни­зо­ва­но тес­ное сот­руд­ни­че­ст­во с Ми­нис­те­р­ством об­ра­зо­ва­ния, со спецш­ко­ла­ми для сле­пых и сла­бо­ви­дя­щих де­тей, дош­коль­ны­ми об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ны­ми уч­реж­де­ни­я­ми (при­мер — спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные биб­ли­о­те­ки Ту­лы, Нов­го­ро­да, Санкт-Пе­тер­бур­га, Ря­за­ни, Но­во­си­би­рс­ка, Тю­ме­ни и дру­гие).
Со­ци­о­куль­тур­ная ре­а­би­ли­та­ция де­тей с ог­ра­ни­чен­ны­ми воз­мож­нос­тя­ми ве­дет­ся прак­ти­чес­ки во всех спец­биб­ли­о­те­ках. Под-т­ве­рж­де­ни­ем то­му слу­жит про­ве­ден­ная в 2004 го­ду сра­зу в че­ты­рех ре­ги­о­нах Все­рос­сийс­кая кон­фе­рен­ция по дан­ной проб­ле­ме — в Вол­гог­ра­де, Ка­лу­ге, Тве­ри, Че­бок­са­рах.
Но­вый тол­чок соц­ре­а­би­ли­та­ции дал вы­пуск книг по Брай­лю и, в част­нос­ти, детс­ких кни­жек-иг­ру­шек. Че­ты­ре Все­рос­сийс­кие кон­фе­рен­ции и учас­тие в них всех ре­ги­о­нов — сви­де­тель­ство то­го, что к чте­нию при­об­ща­ют­ся аб­со­лют­но сле­пые де­ти и де­ти с со­пу­т­ству­ю­щи­ми за­бо­ле­ва­ни­я­ми. Ра­бо­та ве­дет­ся в тес­ном вза­и­мо­дей­ствии со спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ны­ми шко­ла­ми, ми­нис­те­р­ства­ми об­ра­зо­ва­ния, здра­во­ох­ра­не­ния и со­ци­аль­ной по­ли­ти­ки. Свя­зу­ю­щим зве­ном в этом со­ци­о­куль­тур­ном про­цес­се ос­та­ют­ся уч­реж­де­ния куль­ту­ры. Про­дол­же­ни­ем этой боль­шой ра­бо­ты ста­ли Меж­ду­на­род­ные кон­фе­рен­ции (Ту­ла, Пет­ро­за­водск, Нов­го­род, Псков, Тю­мень), где был обоб­щен уни­каль­ный опыт по ис­поль­зо­ва­нию так­тиль­ных кни­жек-иг­ру­шек.
Мно­гие спе­ци­аль­ные биб­ли­о­те­ки сот­руд­ни­ча­ют с ву­за­ми. Ин­те­рес­ный опыт на­коп­лен Санкт-Пе­тер­бу­р­гской, Ка­лу­жс­кой, Но­во­си­би­р-с­кой, Тульс­кой, Ря­за­нс­кой и дру­ги­ми спец­биб­ли­о­те­ка­ми. В этих биб­ли­о­те­ках наш­ли свое при­ме­не­ние те­о­ре­ти­чес­кие раз­ра­бот­ки сту­ден­тов со­ци­аль­ных фа­куль­те­тов. Мно­гие спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные биб­ли­о­те­ки ста­ли ба­зой для прак­ти­чес­кой ра­бо­ты соц­ра­бот­ни­ков. С от­дель­ны­ми биб­ли­о­те­ка­ми зак­лю­че­ны до­го­во­ры на ве­де­ние прак­ти­ки сту­ден­тов-ди-
п­лом­ни­ков со­ци­аль­ных фа­куль­те­тов, на обу­че­ние их на­вы­кам ра­бо­ты по со­ци­о­куль­тур­ной ре­а­би­ли­та­ции и адап­та­ции лю­дей с ог­ра­ни­чен­ны­ми воз­мож­нос­тя­ми и, в част­нос­ти, де­тей-ин­ва­ли­дов. При­ме­ром то­му — на­ша биб­ли­о­те­ка, где на про­тя­же­нии се­ми лет про­хо­дят прак­ти­ку сту­ден­ты со­ци­аль­ных фа­куль­те­тов Ка­лу­жс­ко­го фи­ли­а­ла Рос­сийс­ко­го го­су­да­р­ствен­но­го со­ци­аль­но­го уни­вер­си­те­та и Ка­лу­жс­ко­го инс­ти­ту­та со­ци­аль­ных от­но­ше­ний.
Раз­но­об­ра­зие ра­бо­ты по со­ци­о­куль­тур­ной ре­а­би­ли­та­ции лю­дей с ог­ра­ни­чен­ны­ми воз­мож­нос­тя­ми, осо­бен­но де­тей-ин­ва­ли­дов, яр­ко про­яв­ля­ет­ся в ра­бо­те сек­ции РБА и Меж­ду­на­род­ных Крымс­ких кон­фе­рен­ций. Имен­но учас­тие в ра­бо­те этих двух мощ­ных фо­ру­мов поз­во­ля­ет уч­реж­де­ни­ям, за­дей­ство­ван­ным в ре­а­би­ли­та­ци­он­ной де­я­тель­нос­ти, оп­ре­де­лить­ся с нап­рав­ле­ни­я­ми даль­ней­шей ра­бо­ты. Все, что раз­ра­ба­ты­ва­ют кол­ле­ги по биб­ли­о­-теч­но­му, ин­фор­ма­ци­он­но­му, пе­да­го­ги­чес­ко­му и пси­хо­ло­ги­чес­ко­му нап­рав­ле­ни­ям, чрез­вы­чай­но важ­но и для де­тей с ог­ра­ни­чен­ны­ми воз­мож­нос­тя­ми, и для все­го об­ще­ст­ва.
То­ле­ра­нт­ность — срав­ни­тель­но но­вое нап­рав­ле­ние в ре­а­би­ли­та­ци­он­ной ра­бо­те спец­биб­ли­о­тек. На­ша биб­ли­о­те­ка уже прис­ту­пи­ла к раз­ра­бот­ке ос­нов­ных идей и прин­ци­пов то­ле­ра­нт­нос­ти, ка­са­ю­щих­ся фор­ми­ро­ва­ния лич­нос­ти ре­бен­ка. В этом мы опи­ра­лись на опыт меж­ду­на­род­ных и об­ще­ст­вен­ных ор­га­ни­за­ций, опыт вузов и, ко­неч­но же, ВГБИЛ им. М. И. Ру­до­ми­но. Опыт на­шей ра­бо­ты обоб­щен в ря­де спе­ци­аль­ных и биб­ли­о­теч­ных жур­на­лов, в част­нос­ти, в жур­на­ле «Вест­ник МГУ­КИ», № 3/2003.
Что­бы внед­рить в ра­бо­ту биб­ли­о­тек и уч­реж­де­ний куль­ту­ры но­вые фор­мы ра­бо­ты с со­ци­аль­но не­за­щи­щен­ны­ми людь­ми и людь­ми, име­ю­щи­ми фи­зи­чес­кие ог­ра­ни­че­ния, мы раз­ра­бо­та­ли но­вую прог­рам­му — «То­ле­ра­нт­ность — важ­ный фак­тор куль­ту­ры», ко­то­рая те­перь це­ле­нап­рав­лен­но вне-
д­ря­ет­ся в ре­ги­о­не. Ос­нов­ные идеи и прин­ци­пы то­ле­ра­нт­нос­ти расп­ро­ст­ра­ня­ют­ся сре­ди цент­ра­ли­зо­ван­ных биб­ли­о­теч­ных сис­тем, детс­ких биб­ли­о­тек и дру­гих уч­реж­де­ний со­ци­о­куль­тур­ной нап­рав­лен­нос­ти.
«Трех ве­щей нуж­но из­бе­гать (в жиз­ни): не­на­вис­ти, за­вис­ти и през­ре­ния», — пре­дос­те­ре­га­ли древ­ние фи­ло­со­фы. Опи­ра­ясь на это выс­ка­зы­ва­ние, мы фор­му­ли­ру­ем ос­нов­ные идеи и прин­ци­пы, ко­то­ры­ми сле­ду­ет ру­ко­во­д­ство­вать­ся в вос­пи­та­нии то­ле­ра­нт­нос­ти в де­тях:
1. соз­да­ние сис­те­мы ус­ло­вий (со­ци­аль­ных, пе­да­го­ги­чес­ких, пси­хо­ло­ги­чес­ких, со­ци­о­куль­тур­ных), спо­со­б­ству­ю­щих фор­ми­ро­ва­нию то­ле­ра­нт­ных взгля­дов и на­вы­ков то­ле­ра­нт­но­го по­ве­де­ния в об­ще­ст­ве, сог­лас­но ос­нов­ным до­ку­мен­там о пра­вах че­ло­ве­ка.
2. вы­ра­бот­ка об­ра­зо­ва­тель­ной стра­те­гии, ко­то­рая долж­на пре­до­тв­ра­щать лю­бые про­яв­ле­ния ра­сиз­ма, шо­ви­низ­ма и экстре­миз­ма, пос­ре­д­ством соз­да­ния доб­ро­же­ла­тель­ной ат­мос­фе­ры в детс­ких кол­лек­ти­вах, учеб­ных за­ве­де­ни­ях, где ак­цент де­лал­ся бы на раз­лич­ные объ­е­ди­ня­ю­щие мо­мен­ты: куль­тур­ное нас­ле­дие, вклад в раз­ви­тие на­у­ки и ис­ку­с­ства, по­ло­жи­тель­ные чер­ты на­ци­о­наль­ных ха­рак­те­ров и т. п.
3. ре­а­ли­за­ция идеи вос­пи­та­ния в де­тях отк­ры­тых и ува­жи­тель­ных от­но­ше­ний к дру­гим лю­дям, то есть на­у­чить де­тей ви­деть и при­ни­мать раз­ли­чия куль­тур, ре­ли­ги­оз­ных убеж­де­ний и бы­та дру­гих на­ро­дов.
4. соз­да­ние бла­гоп­ри­ят­но­го мик­ро­кос­мо­са куль­тур­но­го и ме­жэт­ни­чес­ко­го вза­и­мо­по­ни­ма­ния, в ко­то­ром каж­дый ре­бе­нок, не­за­ви­си­мо от на­ци­о­наль­ной при­над­леж­нос­ти, по­чу­в­ству­ет се­бя за­щи­щен­ным и спо­соб­ным к отк­ры­то­му вза­и­мо­дей­ствию с ми­ром.
Ре­а­ли­за­ция вы­ше­пе­ре­чис­лен­ных идей осу­ще­с­твля­ет­ся сог­лас­но сле­ду­ю­щим прин­ци­пам:
• раз­ви­тие со­ци­аль­ных ка­честв ре­бен­ка с уче­том его лич­но­ст­ных ка­честв;
• ис­поль­зо­ва­ние по­зи­тив­но­го со­ци­аль­но-куль­тур­но­го опы­та на­ции;
• соз­да­ние ус­ло­вий для по­зи­тив­но­го вза­и­мо­дей­ствия де­тей раз­ных куль­тур­ных, на­ци­о­наль­ных, ре­ли­ги­оз­ных и со­ци­аль­ных групп в про­цес­се меж­на­ци­о­наль­но­го об­ще­ния;
• при­ня­тие ре­бен­ка та­ким, ка­кой он есть, то есть приз­на­ние его са­мо­цен­нос­ти.
Од­на­ко ос­но­во­по­ла­га­ю­щим прин­ци­пом яв­ля­ет­ся прин­цип бе­зо­пас­нос­ти («со­ци­аль­но­го ком­фор­та»), пред­по­ла­га­ю­щий обес­пе­че­ние за­щи­ты де­тей от на­си­лия и из­де­ва­тельств в детс­ком кол­лек­ти­ве. Ведь де­ти от при­ро­ды бы­ва­ют склон­ны к не­о­соз­нан­ной аг­рес­сии, к уни­же­нию дру­гих.
Быть тер­пи­мы­ми по от­но­ше­нию друг к дру­гу очень важ­но, хоть и неп­рос­то. Дру­гой сто­ро­ной со­ци­аль­ной ин­тег­ра­ции де­тей-ин­ва­ли­дов яв­ля­ет­ся под­го­тов­ка са­мо­го об­ще­ст­ва к при­ня­тию их. Эта под­го­тов­ка под­ра­зу­ме­ва­ет на­ли­чие со­от­ве­т­ству­ю­щих пра­во­вых норм, га­ран­ти­ру­ю­щих бла­гоп­ри­ят­ные ус­ло­вия для жиз­ни де­тей-ин­ва­ли­дов сре­ди от­но­си­тель­но здо­ро­вых лю­дей, прис­по­соб­ле­ние сре­ды оби­та­ния для этой ка­те­го­рии де­тей и, ко­неч­но — фор­ми­ро­ва­ние по­ло­жи­тель­но­го от­но­ше­ния здо­ро­вых чле­нов об­ще­ст­ва к нез­до­ро­вым. Ин­тег­ра­ция ре­бен­ка-ин­ва­ли­да в об­ще­ст­во пред­по­ла­га­ет вклю­че­ние его во все су­ще­ст­ву­ю­щие сфе­ры жиз­не­де­я­тель­нос­ти: об­ра­зо­ва­тель­ную, куль­тур­ную, про­фес­си­о­наль­ную, со­ци­аль­ную. Каж­дая из этих сфер долж­на быть оп­ти­ми­зи­ро­ва­на для ре­бен­ка-ин­ва­ли­да. Осо­бо­го вни­ма­ния зас­лу­жи­ва­ет мик­ро­со­ци­ум: со­се­ди, двор, мик­ро­район, где жи­вет и раз­ви­ва­ет­ся та­кой ре­бе­нок, а так­же класс, в ко­то­ром он учит­ся. Его ро­вес­ни­ки — это сво­е­го ро­да во­лон­те­ры, ко­то­рые бу­дут сти­му­ли­ро­вать его со­ци­аль­ную адап­та­цию.
То­ле­ра­нт­ность — это ак­тив­ная по­зи­ция са­мо­ог­ра­ни­че­ния и на­ме­рен­но­го нев­ме­ша­тель­ства. Толь­ко бла­го­да­ря доб­ро­воль­но­му са­мо­ог­ра­ни­че­нию лич­нос­ти и мож­но стро­ить по-нас­то­я­ще­му то­ле­ра­нт­ные от­но­ше­ния в об­ще­ст­ве.

Мария Павловна Коновалова, директор Калужской областной специальной библиотеки для слепых им. Н. Островского