Как показали проведённые в библиотеках разных типов и видов в различных регионах страны исследования взаимодействия библиотекаря и читателя, между ними преобладает монологическое общение, т. е. однонаправленное с отсутствием равенства партнёрских позиций. Аналогичная тенденция наблюдается во взаимодействии между коллегами в профессиональной коммуникации и межличностном общении.
Представим результаты наблюдений (2005–2007 гг.) студентов-заочников и ускоренников, проработавших в библиотеках разных типов и видов в Бурятии и Иркутской области более пяти лет, за взаимоотношениями своих коллег в процессе профессиональной коммуникации и межличностного общения. Не претендуя на репрезентативность исследования (оно носило пилотажный характер), можно выделить несколько типов библиотекарей. Эти типы рассматриваются в ракурсе отношения к себе и к коллегам в процессе профессионального общения, с точки зрения склонности к монологическому общению, которое не только имеет место во взаимодействии библиотекарей в коллективе, но нередко лидирует.
В итоге были выявлены следующие типы библиотекарей:
Библиотекарь–Анти-коммуникатор. Можно говорить о двух поведенческих стратегиях. В первом случае, он интересен в общении, пытается скрыть безразличие, равнодушие к профессиональной проблеме, о которой говорит собеседник, лицо бесстрастное, ссылается на занятость, дела, ждет удобного случая, чтобы прервать говорящего и уйти.
Второй тип поведения: библиотекарь мил, улыбчив, кивает в знак согласия с собеседником, однако он не заинтересован в общении, о чём свидетельствует пассивная позиция и желание свернуть разговор. Эти библиотекари индифферентно реагируют на разговор с собеседником, не стремятся к диалогическому взаимодействию.
Следующий тип библиотекаря — противоположность предыдущему, это коммуникатор-самовыразитель своих идей, чувств. Он имеет три подтипа.
Библиотекарь-информатор красноречив, безостановочно сообщает собеседнику много различной информации, не даёт вставить слово, ему не нужна его реакция, мнение и т. д. Некоторые из представителей этого подтипа повторяют, глядя на собеседника: «вы меня послушайте», как бы закрепляют его внимание. Исчерпав свой пыл, такой библиотекарь всем своим видом показывает, что разговор исчерпан, и ему нужно спешить.
Библиотекарь-рассказчик заинтересовано, меняя интонацию, повествует о себе, но вдаваясь в утомляющие собеседника подробности (рассказывает о здоровье, переживаниях, отношениях к другим, давая оценки их поведению, не забывает похвалить себя с долей иронии и оптимизма). В речи наличествует энергетика, однако библиотекарь не задумывается, интересно ли собеседнику его сообщение.
Библиотекарь-бытописатель (детализатор). Его отличает склонность к пошаговому освещению происходящих с ним/ней событий (что и как делала, куда и как пошла, что и как кому сказала и
т. д.). Речь монотонна, занудна, описательна, человек придает значительность каждой детали, так как она касается его персоны.
Библиотекарь-вдохновитель, энтузиаст. Он увлечён какими-либо идеями, теориями в области здоровья (философии, религии и т. д.), восторженно о них рассказывает, пытается заразить ими собеседника, убедить в том, что это панацея для здоровья (взглядов, верований и т. д.). Широким жестом раздаёт советы и рецепты здоровья, счастья и прочего, не задумываясь, а нужно ли, интересно ли это собеседнику. Такой библиотекарь постоянно ссылается на прочитанные источники и рекомендует их. После монолога диалог возможен, если собеседник проявил интерес к сообщению, стал задавать вопросы.
Библиотекарь-нарцисс предпочитает торопливо, словно боясь, что его прервут, сообщить о своих успехах, о достижениях библиотеки, о планах, проблемах, контактах, поездках и т. п. Таким образом, она заявляет о себе как о деятельной, энергичной, успешной, деловой даме, жаждет похвалы, одобрения, восторга своей личностью. Собеседник нужен как источник молчаливого восторженного восприятия и одобрения. После монолога библиотекарь не прочь перейти к диалогу.
Библиотекарь-доброжелатель преимущественно говорит о себе, с нотками превосходства, искусно обозначая пропасть между собой и собеседником, некоторыми обидными словечками пытается стереть успехи другого (профессиональные, личностные, семейные и другие), не преминув в то же время заверить в своей любви и почтении собеседнику. После тирады не прочь пообщаться с ним.
Библиотекарь-диктатор категоричен, груб, не терпит возражений, поучает по каждому поводу. Возможно, его не интересует общественное мнение о себе, во всяком случае, он, если и знает его, то игнорирует (встречается среди руководителей, но не как исключение).
Выделим сущностные характеристики каждого типа.
Анти-коммуникатор — инертность и закрытость при контакте, отсутствие потребности в совместном решении профессиональной проблемы.
Коммуникатор-самовыразитель включает 3 подтипа:
Информатор, рассказчик, бытописатель (детализатор). — ярко выраженная направленность на самовыражение (своих мыслей, интересов и пр.), нежелание услышать собеседника. Разница в подтипах заключается в форме их высказываний.
Вдохновитель, энтузиаст — навязчивость в приобщении собеседника к своим ценностям.
Нарцисс — жажда одобрения и признания себя «любимой», себя «деловой женщины».
Доброжелатель — неискренность, скрытое недоброжелательство, желание уколоть другого, занизить его успешность в чём-то, в тоже время высказываются льстивые признания в любви и дружбе.
Диктатор — властность, надменность, игнорирование других как личности.
Полагаем, что библиотечная практика являет и другие типы, не подмеченные в исследовании.
Все обозначенные типы библиотекарей легко узнаваемы со стороны. Узнавание библиотекарем себя в том или ином типе может послужить мотивацией к перестройке своего отношения к коллегам в профессиональной коммуникации и межличностном общении.
Светлана Андреевна Езова, профессор, академик Международной академии информации, декан библиотечного факультета Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств, г. Улан-Удэ

