Точки взаимодействия. Среднее профессиональное библиотечное образование и библиотечное сообщество

Любая библиотека ждёт хорошего специалиста — практика, исследователя, новатора, психолога, управленца. Наиболее востребована двухуровневая подготовка — библиотечное и небиблиотечное (психологическое, филологические, техническое, экономическое, юридическое) образование.
Сегодня вопросы компетенций в области профессионального самосовершенствования выходят на первый план при подготовке специалиста-библиотекаря — библиотеки хотят брать на работу специалиста, который с первого дня готов качественно выполнять свои обязанности без адаптационного периода, знающего все современные технологические подходы, владеющего коммуникационными и организационными навыками, умеющего адекватно реагировать на вызовы времени и общества. Как следствие — рассматривается вопрос о необходимости реорганизовать формы и содержание профессионального образования, найти адекватные оценки его качества с точки зрения работодателя1.
Среднее профессиональное библиотечное образование — важная составная часть профессионального образования, призванного удовлетворять потребности личности, общества и государства в получении профессиональной квалификации специалиста среднего звена — библиотекаря-практика. Высока востребованность среднего профессионального образования среди студентов, заинтересованных в скорейшей самореализации — уровень подготовки специалистов в системе профессионального образования даёт возможность получить одновременно общее и профессиональное образования, открывает дорогу для получения высшего образования.
Среднее профессиональное библиотечное образование в Санкт-Петербурге начинает отсчёт с 1945 г., когда Решением Ленгорисполкома был организован Ленинградский библиотечный техникум, один из 6 библиотечных техникумов в СССР. С этих пор взаимодействие библиотек города и техникума осуществляется постоянно: экскурсии в лучшие библиотеки города, выездные занятия, встречи с библиотекарями, участие в подготовке и проведении мероприятий, производственные и технологически практики, повышение квалификации библиотекарей и стажировки преподавателей, методические совещания и круглые столы, посвящённые обсуждению насущных проблем подготовки библиотекарей-практиков, перечисление точек взаимодействия можно продолжать бесконечно.
Нам приятно отметить, что первый Президент и основатель Петербургского библиотечного общества — профессор А. В. Соколов погрузился в библиотечную среду очень рано благодаря матери — Надежде Фёдоровне Соколовой. Надежда Фёдоровна трудилась в Центральной городской библиотеке им. В. В. Маяковского, а в 1951 г. возглавила Ленинградский библиотечный техникум. Хочется отметить талант Н. Ф. Соколовой в формировании одной из важных традиций техникума — преемственности поколений (большинство преподавателей техникума и все его последующие руководители — выпускники своей alma mater, трепетно относящиеся к техникуму и создающие свою особую атмосферу).
За годы своей работы Ленинградский библиотечный техникум выпустил много прекрасных специалистов, работающих в библиотеках города, по всей стране и за рубежом.
При подготовке информационных специалистов профессиональное учебное заведение решает две задачи:
• формирование общей информационной культуры (это продолжение работы, начатой в школе и направленной на удовлетворение информационных потребностей самого студента), которая ведётся в блоках естественнонаучных, общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин;
• формирование профессиональной информационной культуры (это создание компетенций, связанных с умением выявить, сформулировать и удовлетворить информационную потребность другого человека), которая ведётся в блоке общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулях.
Отвечая на вызов времени и потребности библиотек, в 2009 г. Техникум открыл новую специальность «Прикладная информатика» (по области применения), впервые в стране сформировав учебный план для техников-программистов по области применения — «Библиотековедение».

Елена Валериевна Панкова, директор Санкт-Петербургского техникума библиотечных и информационных технологий, кандидат педагогических наук
Ляля Сергеевна Беркутова, председатель МПЦК Санкт-Петербургского техникума библиотечных и информационных технологий, кандидат педагогических наук