В деятельности любого крупного учёного всегда сочетаются традиции и новации. Без инноваций невозможно движение вперёд, а без традиций — осознанность и поступательность в этом движении. Эта истина ярко проявлялась в научной деятельности Анатолия Николаевича Ванеева — великого библиотековеда, выдающегося педагога высшей школы, заслуженного работника культуры нашей страны.
Говоря о традициях, необходимо отметить, что «будучи учеником известного ленинградского библиотековеда З. И. Ривлина, А. Н. Ванеев последовательно развивал такие направления его научных разработок, как история и теория библиотековедения, организация и управление библиотечным делом»1. В работе «Новое в отечественной теории управления библиотеками» можно проследить как понятие «управление библиотеками» плавно переходит в понятие «библиотечный менеджмент». Конечно, само отсутствие термина «менеджмент» и связанных с ним научных и учебных дисциплин отнюдь не означает, что вопросы эффективного управления, в том числе библиотечным делом, не занимали отечественных специалистов и учёных советского и даже более раннего периодов. Уже в начале ХХ в. библиотековедение делилось на два отдела: теоретический и прикладной, и к прикладному отделу относились вопросы управления библиотекой, подготовки библиотечных кадров, отчетности библиотек, а к теоретическому — библиотечная статистика, библиотечное законодательство и др. В советский период в отечественных библиотеках активно внедрялась научная организация труда (НОТ). С 1960-х годов на библиотечных факультетах вузов страны преподавался самостоятельный учебный курс «Организация и управление библиотечным делом». Отметим, что подготовка любого учебного курса требует определённого временного зазора на осмысление практического опыта и превращение его в теорию, а затем и структурирование этого массива знаний в виде учебной дисциплины, которую можно преподавать с вузовских кафедр. Подготовка и защита кандидатской диссертации «Изучение и распространение передового опыта массовых библиотек в РСФСР» (1966) позволили А. Н. Ванееву стать одним из ведущих учёных в области научно-методического обеспечения библиотечной деятельности, управления библиотеками. Об этом же свидетельствует, в частности, участие А. Н. Ванеева в подготовке важных для библиотечного дела нормативно-справочных документов, в которых освещались вопросы методического руководства и т. д.2 Далее последовали и другие научные труды — «Методическая работа районной библиотеки» (1969), «Внедрение передового опыта и формы методологического руководства библиотеками» (1970), «Основные направления методического руководства библиотечным делом в СССР» (1980), «Особенности реализации управленческих функций в централизованных библиотечных системах» (1980), «Система методического руководства библиотечным делом» (1982), «Управление передовым библиотечным опытом» (1983), «Проблемы перестройки методической деятельности» (1990), «Об объекте библиотековедения и методической работе» (1992), «Управление библиотекой и ЦБС: научная разработка проблемы» (1985), «Новое в отечественной теории управления библиотеками» (1995), «Методическое обеспечение библиотечной деятельности» (2000), «Проблемы методического мониторинга» (2000), «Методическая и маркетинговая деятельность в библиотеках» (2001) и другие. Эти работы остаются чрезвычайно актуальными, они современны даже с точки зрения языка, которым они написаны. Поражают умение А. Н. Ванеева просто и доступно писать об очень сложных вещах, а также его подлинная внутренняя демократичность в изложении точек зрения других авторов, даже тех, с которыми А. Н. Ванеев принципиально не согласен.
Виктор Владимирович Орлов, кандидат педагогических наук, доцент кафедры библиотековедения и теории чтения СПбГИК

