2020 год — год изменивший мир. Самоизоляция. Общение с друзьями и родными с помощью технических средств коммуникации. Принудительная удалённая работа. Виртуальное посещение учреждений социальной сферы. В сложившихся условиях библиотекам также пришлось переориентироваться на дистанционное обслуживание читателей. Переход библиотек на удалённый формат работы показал необходимость преобразования их цифровой инфраструктуры.
Цифровая трансформация стала одной из основных национальных целей развития нашей страны. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 №474 «О национальных целях развития России до 2030 года»1 (далее — Указ) придал ей общегосударственный статус. На основе Указа была разработана Стратегия развития библиотечного дела до 2030 г.2, утверждённая Правительством Российской Федерации в марте 2021 г. (распоряжение от 13.03.2021 №608-р). В качестве одного из её приоритетных направлений выделено развитие информационных технологий и цифровая трансформация деятельности библиотек (разд. III, п. 3).
Понимая важность данного процесса, научно-методический отдел Российской национальной библиотеки (далее — РНБ) с 2021 г. начал изучение цифровой инфраструктуры муниципальных библиотек, библиотек — структурных подразделений культурно-досуговых учреждений (далее — КДУ) и иных учреждений, оказывающих библиотечные услуги населению.
В ходе мониторинга были рассмотрены базовые компоненты цифровой инфраструктуры, а именно: компьютеризация, интернетизация и автоматизация.
Под компьютеризацией мы понимаем оснащение библиотек персональными компьютерами (далее — ПК) для профессиональных нужд и самостоятельной работы читателей.
Под интернетизацией — подключение библиотек к сети интернет, а именно: каналы подключения (проводное, оптоволоконное, беспроводное) и скорость передачи данных.
Под автоматизацией — применение автоматизированной библиотечно-информационной системы или АБИС для ускорения и облегчения традиционных библиотечных процессов, как то: обработка поступлений и ведение электронного каталога (далее — ЭК), книговыдача, учёт доступа посетителей в библиотеку, учёт библиотечного фонда, оцифровка фондов.
Источниками нашего исследования стали данные Главного информационно-вычислительного центра Министерства культуры Российской Федерации3 и сведения из ежегодных докладов о деятельности общедоступных библиотек регионов, размещённых на сайте общероссийского проекта «Корпоративная полнотекстовая база данных “Центральные библиотеки субъектов Российской Федерации”»4.
Проблемы, выявленные в ходе мониторинга, можно разделить на пять условных групп, а именно — технические, кадровые, проблемы с размещением, финансовые. Все они тормозят развитие цифровой инфраструктуры библиотек. Препятствием для изучения этого процесса являются проблемы статистики и стандартизации. Рассмотрим каждую из перечисленных групп.
Татьяна Игоревна Тактайкина, ведущий методист сектора организации библиотечного дела научно-методического отдела Российской национальной библиотеки
1 См.: http://www.kremlin.ru/events/president/news/63728 (дата обращения 24.10.2022)
2 См.: http://static.government.ru/media/files/NFWPpXpAAAEbPW60HiZiDvdZZ8AcSNuu.pdf (дата обращения 24.10.2022)
3 См.: https://stat.mkrf.ru/ (дата обращения 24.10.2022)
4 См.: http://clrf.nlr.ru (дата обращения 24.10.2022)

