Уникальная коллеция. Кругосветное путешествие в XIX век

Богатейшая коллекция фотографий, собранная профессором Иваном Семёновичем Кологривовым, позволяет получить представление о национальных особенностях различных стран, их быте, архитектуре, искусстве, многочисленных деталях повседневной жизни, менталитете населения, техническом развитии.
Научно-техническая библиотека Института Корпуса инженеров путей сообщения (ныне — Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I) является первой специализированной библиотекой нашего города, и уже в течение XIX в. в ней собралась значительная коллекция книг по транспорту, строительству, архитектуре, учебных материалов и научных изданий. Одним из важных каналов пополнения её фондов были дары и завещания. Многие выдающиеся инженеры, архитекторы и государственные деятели отдавали библиотеке свои книжные собрания, сознавая её значимость для развития путей сообщения и науки в России. Так пришла в наш фонд и коллекция фотографий из разных стран мира, собранная выпускником и профессором Института инженером Иваном Семёновичем Кологривовым во время его деловых поездок по пяти континентам.

Иван Семёнович Кологривов родился 20 декабря 1834 г. в селе Семёновском Ливенского уезда Орловской губернии и происходил из старинного дворянского рода, записанного в книгах дворянства Орловской губернии. Уже в возрасте 11 лет он был определён в Институт Корпуса инженеров путей сообщения и в 1856 г. окончил его с чином поручика, после чего был незамедлительно отправлен на изыскания по сооружению железных дорог от Москвы к Чёрному и Азовскому морям.
Впоследствии Кологривов работал на постройке Варшавской железной дороги, занимался строительством Либавской, Ряжско-Вяземской и Оренбургской железных дорог, трудился на Кавказе, добиваясь с помощью тщательных поверок правительственных изысканий значительного снижения расходов, а также заслужив себе репутацию мастера по выбору наиболее выгодного для строительства направления линии.
В июне 1884 г. Кологривов совместно с инженером М. Б. Рутковским был командирован в Америку с целью знакомства с условиями строительства и эксплуатации железных дорог, изучения состояния работ по созданию канала через Панамский перешеек и представительства от Министерств путей сообщения и внутренних дел Российской империи на Международном конгрессе в Вашингтоне, где был выбран Гринвичский меридиан как нулевой для всеобщего использования.
Очевидно, с делом представительства он справился более чем удачно, потому что с середины 1880-х гг. Кологривов постоянно принимал участие в международных конгрессах и конференциях, как в Старом, так и в Новом Свете. В 1899 г. он присутствовал как представитель Российской империи при открытии вновь сооружённой железнодорожной линии в Конго, а после этого посетил Австралию, Китай, Корею, Японию и разные страны Америки с целью изучения устройства удалённых от культурных центров железных дорог и организации технических учебных заведений. Из путешествий Кологривов привозил отчёты и другие материалы.

Скончался И. С. Кологривов 30 октября 1908 г., похоронен в Александро-Невской Лавре. Своё книжное собрание он завещал Институту. Видимо, оно было рассеяно по фонду библиотеки, однако часть наследия Кологривова сохранила свою целостность: коллекция фотографий, привезённых из разных посещённых им стран в 1880-е гг. и на рубеже XIX–XX веков.

Мария Александровна Ткаченко, заведующая Отделом редких книг и рукописей Научно-технической библиотеки Петербургского государственного университета путей сообщения императора Александра I