Часть 2
Финский опыт активно привлекает к себе внимание международной общественности. Всем интересно узнать, как страна с населением 5,5 млн жителей смогла достичь таких уникальных результатов в системе образования.
В Финляндии избегают резкого деления школ на хорошие и плохие, так как «сильно поддерживается престижность профессии учителя», — заявила Хенна Мариа Вирккунен (Henna Maria Virkkunen), министр образования с 2008 по 2011 г., в интервью “Hechinger Report”*. — Это одна из самых престижных и важных профессий в нашей стране, вот почему молодёжь стремится получить её».
Выступая перед старшеклассниками одной из школ Нью-Йорка, Паси Сальберг (Pasi Sahlberg) спросил: «Кто из вас хотел бы стать учителем?» Из 15 присутствующих руки подняли только двое, и один — весьма неохотно. «В моей стране это было бы не два ученика, а как минимум четверть класса! — сказал он и добавил, энергично потрясая рукой, — и это выглядело бы как-то так. Учителя в моей стране, как правило, проводят в классе около четырёх часов в день, и государство оплачивает им два часа в неделю на профессиональное развитие». В Университете Хельсинки, где он преподаёт, конкурс на педагогический факультет уже давно составляет 20 человек на место, что в десять раз больше реальных возможностей! Здесь недостаточно иметь хорошие отметки — нужно ещё, чтобы была соответствующая мотивация и любовь к детям. Подготовка учителей включает работу с разными группами учащихся, особенно теми, кто испытывает определённые трудности. Сильный акцент делается на «мультикультурность» и «предотвращение трудностей обучения и отторжения», а также на понимание самого процесса обучения и продуманного тестирования. Паси Сальберг утверждает: «В Финляндии получить профессию учителя труднее, чем юриста или врача». Возможно, именно этим объясняется то, что в профессии остаются работать практически 100% абитуриентов?
Учителя в Финляндии обладают большой степенью свободы и огромной ответственностью. В первую очередь это касается учебных программ и системы оценок. В стране не существует жёстких регламентов, неукоснительных для выполнения: каждый учитель может разбавлять программу собственными методиками и выбирать наиболее подходящие учебники, вне зависимости от рекомендаций методистов. Здесь разработана единая национальная учебная программа по всем предметам, в которой указано, что именно должен знать и уметь ученик после окончания базовой школы и гимназии. Несмотря на то, что в ней также предлагаются некоторые общие критерии для оценки учеников, каждый учитель может разработать свою систему оценки успеваемости, так как обладает специальными на то знаниями. «Учителя самостоятельно проверяют знания своих учеников, — сказала Вирккунен, — и я думаю, что это ещё одна из причин, объясняющая привлекательность профессии учителя в моей стране: ведь педагоги работают как школьные эксперты».
В Финляндии учителя младших классов получают €3500 в месяц, в гимназиях и профтехучилищах — €4500, тогда как средняя зарплата по стране составляет €3094 (данные на 2014 г.). Примечательно, что почти 90% действующих учителей полностью довольны своим статусом, а 60% считают, что их очень ценят в обществе (этот показатель выше только в Южной Корее, а в Великобритании и США — существенно ниже).
Население Финляндии традиционно считалось однородным, но отмечаемый в последние годы резкий рост миграции привел к большому языковому и культурному разнообразию. Так, число мигрантов в районе Хельсинки достигло уже 30%, а в некоторых городских школах число детей-мигрантов или тех, чей родной язык не является финским, приближается даже к 50%. Новые мигранты говорят на более чем 60 языках! Но даже при такой ситуации правительство этой совсем небольшой страны пытается максимально помогать этим детям, оплачивая двухчасовые уроки их родного языка один раз в неделю.
Лидия Павловна Прокулевич, Национальная библиотека Беларуси, кандидат биологических наук,
г. Минск
* Некоммерческая организация, специализирующаяся в области углублённой отчётности в области образования.

