В жизни, как известно, бывает всякое — и хорошее, и плохое. Мы, к сожалению, не в силах оградить детей от сложности бытия, но можем и должны научить их жить среди людей по законам благородства и создать у них внутренний иммунитет и активную сопротивляемость злу.
В наши дни растить детей труднее, чем прежде, потому что раньше нация жила в ауре высокой культуры, а теперь широко распространена антикультура, основной пафос которой — воинствующий антигуманизм. Для детей особенно опасно соединение «культа пустоты» с «культом жестокости», когда на телеэкранах с утра до ночи унижают, мучают и убивают Человека.
Но возникает резонный вопрос: почему же в одном и том же обществе, в одной и той же атмосфере дети растут такими разными? Одни вырастают людьми глубоко порядочными, другие — негодяями и преступниками, третьи же, сломленные жизнью, совершают самоубийство (увы, детский суицид — страшная реальность нашего времени). Ясно, что однозначного ответа на этот вопрос нет. Причин много, скажу лишь о главной: отсутствие иммунитета к мерзостям жизни, стойкого отвращения ко злу может погубить ребёнка, отнять у него и семью, и Родину, и смысл бытия. Об этом с потрясающей силой рассказала в своём письме в «Российскую газету» (6–12 ноября 2008 г.) одна женщина, которая не может достучаться до сердца своей четырнадцатилетней дочери Лики.
Шесть девочек, в том числе и Лика, фанатки рок-группы, жестоко избили подругу, которой досталась пустая пластиковая бутылка из под воды, брошенная их кумиром в толпу поклонниц. Своё «геройство» они засняли на камеру мобильного телефона и разместили видеозапись в Интернете.
Кроме того, мать Лики узнала, что девочка считает жизнь без любимого солиста бессмысленной и вынашивает мысль о суициде. Все попытки вытащить дочь из этого состояния оказались безрезультатными; та полна высокомерия и презрения к людям, не способна к внутреннему развитию. Преисполненная чувством превосходства над окружающими, она заявила матери: «Меня бесят тупая школа, отстой вокруг. Чем жить так, как живёшь ты, тупое жвачное животное, лучше не жить вовсе».
Лика никого не любит, и даже на похороны бабушки идти отказалась, так как у неё был билет на концерт, который должен был состояться в тот же день. К матери, которая из-за неё поседела, постарела, она беспощадна. Письмо проникнуто отчаянием, чувством безысходности, и заканчивается на трагической ноте: «Иногда мне кажется, что я всю жизнь растила свою дочку, а какая-то неведомая злая сила похитила её у меня».
Публикация эта раскрывает психологию современного трудного подростка и позволяет увидеть пробелы в его воспитании. «Злая сила» — это системный кризис духовности, кризис подрастающего поколения России. Коммерциализация культуры создала предпосылки для распространения в обществе антигуманизма и бездуховности. Вот почему сегодня так возросла роль библиотек, в частности детских. Они работают с самым мощным инструментом формирования внутреннего мира человека — книгой, которая как ничто иное активизирует интеллектуальный и эмоциональный потенциал личности. Главная миссия библиотек — формирование внутреннего мира своих читателей по законам гуманизма и с учётом национальных традиций. Не стоит принижать свои силы и возможности: в обществе нет другого института, который располагал бы более мощным потенциалом для решения этой задачи, чем библиотеки, обладающие огромными книжными фондами, разветвлённой сетью библиотек, а главное — армией библиотекарей, рассматривающих свою работу как служение народу.
Как же достичь желаемой цели? Как вырастить детей добрыми и духовно богатыми? Все знают, что главное в воспитании — пример родителей, но не все учитывают, что не меньшее значение имеют беседы с детьми и книги, обогащающие детский ум и сердце. Великий Сухомлинский говорил, что в педагогике самое главное и самое трудное — воспитание словом.
Как библиотекарь и бабушка поделюсь своим опытом воспитания внучки Насти.
С маленькой Настей мы с самого начала разговаривали о вещах важных и значительных. В наших беседах не было места пустым забавам и бессодержательной болтовне. Мы говорили о любви к родителям, благодарности за их заботу, о внимании к ближним, о домашних животных. Я читала Насте стихи, рассказы, познавательные книжки, в которых говорилось обо всём этом. Большим подспорьем в этом мне стал фонд детской библиотеки им. И. А. Крылова, старейшей библиотеки нашего города. В младенчестве Настя, как и все дети, любила слово, проявляла живой интерес к его звучанию и смыслу. Используя эту особенность, присущую данному возрастному периоду, я постоянно играла с ней «в слова», а главное — читала ей. Сначала это были фольклорные песенки-потешки, потом — произведении Пушкина, Лермонтова, Тютчева и других поэтов.
Сознательно и целенаправленно формируя внутренний мир Насти, я в то же время очень берегла её душевные силы, а потому никогда не предлагала ей книг случайных, необязательных. В нашем доме были только книги, необходимые для души, для воспитания тонкого художественного вкуса, развития познавательных способностей. Вот почему основой Настиного чтения стала классика, отечественная и зарубежная, лучшие книги современных писателей.
Фотографии, запечатлевшие эпизоды из Настиного детства, свидетельствуют о том, что она росла в атмосфере любви, познавая с помощью лучших произведений литературы и искусства Добро и Красоту, научаясь любви к людям. В Настином воспитании нам удалось не всё, но мы научили девочку главному — уважительному, прямо-таки любовному отношению к людям. Настя любящая и заботливая дочь, внучка, надёжный товарищ и верный друг, о чём свидетельствуют её одноклассники. Весёлая и общительная, она любит детей, ей нравится возиться с малышами. Формированию этих качеств способствовала детская поэзия — стихи А. Барто, Е.Благинина, В. Берество, Б. Заходер, С. Маршака, С. Михалков, И. Токмакова и других поэтов. Развивая ум и сердце, обогащая язык, эти стихи вооружают ребёнка средствами для самопознания, самовыражения, помогают овладеть культурой общения.
Настин отец, талантливый и успешный предприниматель, трагически погиб, когда его дочери было всего 5 лет, но он навсегда остался в её сердце. Это и её святыня, и её боль, которая порой выплёскивается в неуверенности, в незащищённости, в комплексах… На отцовском предприятии Настя впервые увидела гармонию трудовых отношений. Она ощущала вокруг отца уважительную и добрую ауру, согревающую всё вокруг. В скорбные дни мы читали с внучкой «Мою первую священную историю» П. Воздвиженского. «Теперь мой папа на звезде», — сказала Настя. С тех пор она часто поднимала головку к небу, и такое нежное у неё становилось лицо.
Смерть любимого отца помогла пережить Насте её педагог Ирина Юрьевна Науменко. Она ввела её в мир музыки, научила по-настоящему работать: уже в подготовительном классе, когда Насте было всего 6 лет, они играли в четыре руки «Оду к радости» Бетховена. Прошло два года с тех пор, как Настя закончила детскую музыкальную школу, но каждый день, уже по собственному желанию, она садится за инструмент и играет произведения Чайковского, Шопена, Рахманинова, Прокофьева и других великих композиторов.
Первая Настина учительница Нина Александровна была страстной театралкой. Она регулярно водила своих учеников в детские театры на спектакли по мотивам русских сказок, произведений Пушкина, Ершова, Н. Носова… Нина Александровна, к сожалению, уже скончалась, но ей удалось воспитать порядочных людей и активных граждан; когда Настя попала в беду, весь класс встал на её защиту.
Большое место в Настином сердце занимает Родина. Для неё очень многое значат родной язык, русские песни и сказки, родная природа. Внучка с раннего детства любила слушать мои рассказы о Родине, о её городах и селах, о лесах и реках, о людях, живущих в нашей стране. Впечатления из жизни перемежались и обогащались впечатлениями из книг. Как радует ребёнка лес, речка, полянка — и как согреют его сердце дивные сказки о природе Бианки, Дмитриева, Сладкова!.. Настя с огромным уважением относится к своим соотечественникам — как современникам, так и тем, кто созидал и берёг нашу страну задолго до нас. С каким трепетом маленькая Настя рассматривала дедушкины боевые ордена, слушала мои рассказы о блокадном Ленинграде, а позднее читала о тех, кому все мы обязаны жизнью («Четвёртая высота» Е. Ильиной, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Молодая гвардия» А. Фадеева)! День защитника Отечества и День Победы — самые почитаемые и задушевные праздники в нашей семье. Однажды Настя спросила: «Почему учителя в школе не рассказывают нам о детях-героях? Почему мы их забыли? Разве это справедливо?» Тот, кто равнодушен к своей Родине, не благодарит её, тот не скажет спасибо и родителям, полагая, что ему и так все и всем обязаны.
У Насти есть приятель Миша. Его родители очень огорчаются, что в школе сыну не рассказывают о Великой Отечественной войне, её героях, сражениях полководцах, и сами восполняют этот пробел. Отец побуждает сына заучивать стихи Пушкина, Лермонтова, Исаковского. Мальчик с воодушевлением читает их нам с Настей.
Миша очень любит животных и мечтает стать, как его папа, ветеринаром. С самого раннего детства я учила внучку уважать мальчика: ведь самые трудные работы, и под водой, и на земле, и в небе, выполняют именно мужчины, именно они защищают Родину, а значит, нас. Как выразительна фотография, на которой они вдвоём сидят на берегу озера: маленький мужчина и девочка под его защитой. Видно, что у этого паренька хороший отец, и он следует модели настоящего мужского поведения. «Дядя Володя», как называет Настя соратника и продолжателя бизнеса своего отца, объездил много стран, изучая своё дело, но отдыхает только в России, а праздники любит проводить на природе.
Вот Насте уже 14 лет. Воспитанная на классике отечественной и мировой литературы, она отличается тонкостью восприятия жизни, что проявляется, прежде всего, в осторожном, деликатном отношении к людям, воспитанности, умении вести себя в разных обстоятельствах. Конечно, этому способствовали благоприятная атмосфера в доме, пример родителей, но без помощи произведений Пушкина, Андерсена, Лермонтова, Толстого и других гениев литературы таких результатов достичь трудно.
Вместе с тем отмечу серьёзный пробел читательского развития Насти — это недостаточная начитанность, малая читательская эрудиция (много времени у неё отнимает Интернет), однако я надеюсь, что по мере взросления этот недостаток будет преодолён. Ведь сама Настя воспринимает литературу как учебник жизни. Чтение для неё — труд души. Про «Гарри Поттера» сказала: «Бабушка, это не литература, но когда нечего делать — почитать занятно». А вот как она рассказала мне о своей работе над сочинением на тему «Кто лучше: Молчалин или Чацкий?»: «Сначала я думала, что лучше Молчалин, потому что его любит Софья, но потом пять раз прочитала Грибоедова и поняла: Софья ошиблась, Чацкий — лучше!». На мой вопрос, чем же лучше, Настя ответила: «Своими словами мне не сказать, лучше я тебе прочитаю его монолог». И прочла. На память!
К 14 годам у Насти сформировался богатый внутренний мир, что, увы, не спасло её от тяжёлых ошибок в жизни, но помогло преодолеть их и подняться на новый уровень нравственного развития.
В подростковом возрасте, как известно, у ребёнка на первый план выходят друзья, товарищи. И Настя в 13–14 лет увлеклась «тусовками». Тяга подростка к общению со сверстниками естественна, но вскоре мы ощутили вредное влияние новой компании: пустота, грубость нравов, вульгарность вкусов. Противостоять авторитету сверстников не удалось: девочка стала хуже учиться, отдалилась от дома. Дело кончилось трагически. «Лучшая» подруга организовала групповое избиение Насти, в результате чего она с сотрясением мозга попала в нейрохирургическое отделение детской больницы. Но сильнее всего Настю потрясло предательство. «На тусовках, — сказала она, — бьют без причины. Причину придумывают потом». С точки зрения взрослого человека причина очевидна: так пытаются самоутвердиться тупые и завистливые люди.
Пережитое потрясение не озлобило Настю. Она осталась отзывчивой, доброжелательной девочкой. Помогли ей в этом две вещи: с одной стороны, духовная наполненность и доброе отношение к людям, а с другой, — моральная поддержка товарищей по школе, прежде всего, одноклассников. Более того, в своём нравственном развитии девочка поднялась на новую ступень: стала больше ценить хорошее к себе отношение, тогда как раньше в силу детского эгоцентризма воспринимала его порой как само собой разумеющееся. А ещё обострилось чувство ответственности. Мне не хотелось рассказывать о нашем горе, но Настя настояла: «Напиши, бабушка. Пусть все дети узнают, как опасно ходить на тусовки: могут, например, насильно посадить на “наркоту”».
Как приохотить ребёнка к чтению? Как использовать детскую литературу для развития его интеллекта, воспитания чувства прекрасного и привития важнейших духовно-нравственных норм? Как с помощью книг развивать у ребёнка интерес и способности к познанию? Ответы на эти вопросы я постаралась дать в своей книге «Что и как читать Вашему ребёнку от года до десяти» (СПб., 2000). В ней также приводится рекомендательный список художественной и научно-познавательной литературы, сформированный в течение 150 лет лучшими умами отечественной педагогики. Сохранение традиционного чтения — это воспитание детей на золотом фонде детской литературы, отечественной и зарубежной, сохранение духовного единства поколений и целостности народа.
Круг чтения определяет содержание духовной жизни детей, однако сам по себе ещё недостаточен для их воспитания. Как известно, ребёнок далеко не всегда может самостоятельно усвоить произведение, а помощь ему — дело сложное и тонкое: чтобы педагогика не убила поэзию (а следовательно, и силу воздействия), необходимо руководить чтением, направлять мысли и чувства ребёнка, но одновременно создавать иллюзию полной свободы и самостоятельности. Для этого в помощь родителям и учителям разработана специальная методика.
Приведём пример. Сказка П. Ершова «Конёк-горбунок», восторженно встреченная А. С. Пушкиным, относится к тем базовым произведениям, которые формируют духовный мир нации. В ней представлены идеалы русского народа, его ментальность и сформировавшаяся на протяжении веков философия жизни, не говоря уже о прекрасном языке, которым она написана. Увы, большинство современных ребят этого не видят, для них сказка скучна, неинтересна. И это не удивительно, ведь с «Коньком-горбунком» знакомятся в 3-м классе, когда «стиховой» период в речевом развитии детей уже закончился, и они не в силах увидеть поэзию слов, непривычных для слуха и сознания. Эту сказку необходимо узнать и полюбить в дошкольном возрасте, когда каждый ребёнок — гениальный лингвист. Настя, слушая «Конька-горбунка» в дошкольном возрасте, быстро привыкла к её звучанию, складу, непривычным словам и выражениям, запоминала отдельные строки. Чтение сказки сопровождалось обсуждением отдельных отрывков; я задавала Насте вопросы, которые должны были помочь ей усвоить нравственное содержание сказки. Например: «За что Иванушка уважал себя?» Это помогало Насте увидеть разницу между чувством собственного достоинства и себялюбием, эгоизмом. Она увидела, что Иванушка был добрым, но умел постоять за себя, дать отпор обидчикам. В этом отношении показательно его отношение к братьям и царю. В отличие от царедворцев-подхалимов, он честно служил царю, но не раболепствовал перед ним, держался независимо и смело.
Заканчивая разговор о сказке, скажем о главном — о Любви. Через всю сказку проходит взволнованный любовный диалог:
«”Что, Иванушка, невесел?
Что головушку повесил?
Не утайся предо мною,
Всё скажи, что за душою,
Я помочь тебе готов.
Аль, мой милый, нездоров?
Аль, попался к лиходею?”
Пал Иван коньку на шею,
Обнимал и целовал….»
Всё страшнее становятся причуды царя, и всё горячее слова любви:
«…И скорее сам я сгину,
Чем тебя, Иван, покину…»*
Инесса Николаевна Тимофеева, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Научно-методического отдела РНБ, Санкт-Петербург
*На этих строчках «Конька-горбунка», которые Инесса Николаевна писала в больнице от руки, жизнь её оборвалась. Это произошло 18 января 2009 года. Статью она готовила специально для «Библиотечного Дела». Судьбе было угодно распорядиться так, что в последний день её жизни пришла из издательства долгожданная вёрстка её новой книги «Дети. Время. Книга», над которой она работала три последних года, но которую так и не успела увидеть. Книга, построенная на традициях отечественной педагогики, вышла уже без неё. Я в этот период готовила к изданию сборник статей библиотекарей, родителей, учителей России «Растим читателя-творца». Этот сборник, идею которого Инесса Николаевна поддерживала и вдохновляла меня на его создание, я и посвятила её светлой памяти, взяв эпиграфом слова из её новой книги. В поднятии на творческий уровень читательского восприятия детей педагог-библиотекарь видела главное дело детских и школьных библиотекарей, точку восхождения нашей профессии на высоту огромной социальной значимости.
Закончить оборванную на полуслове статью «Уроки жизни» мне кажется уместным последним абзацем из её книги «Дети. Время. Книга». Вот он: «Будем учить детей видеть жизнь в ее сложности и противоречиях и, развивая детский ум и сердце, будем стремиться к тому, чтобы их умение постоять за себя, страну и народ, сочетался с верой в Человека и Человечество. В меру сил я стремилась способствовать этому, и приглашаю своих дорогих и уважаемых читателей к совместным размышлениям о детях, о времени, о книгах».
Ирина Тихомирова

