Инна Ильинская, выпуск 1999 года
На шаг впереди
При слове «профессор» мне всегда представлялся кто-то недоступный, всезнающий, умный и усердно работающий. Галина Феофановна всегда была потрясающе доступна и душевна. С ней всегда можно поговорить не только об изучаемом предмете, но и «за жизнь».
И зачастую она давала возможность почувствовать себя на равных, при этом оставаясь всегда Наставником с большой буквы. Я безумно счастлива, что на моём жизненном пути встретился такой Человек, душевный, увлечённый своим делом и светящийся добром и заботой. Галина Феофановна была душой библиотечного факультета. Она отдавала себя всю без остатка студентам, кафедре, институту. Благодаря её душевности и ласке, институт превратился для меня в настоящий дом. Предметы, преподаваемые Галиной Феофановной, были революционными по своему стремлению идти в ногу со временем. Понятия «информационно-аналитическая деятельность», «информационные потоки», «мониторинг», «сопровождение деятельности фирмы» казались очень далёкими от библиотеки и кружили голову своей современностью. Знания, переданные Галиной Феофановной, пригодились мне и в профессиональной, и в личной жизни. Умение работать с источниками информации, навыки анализировать информацию оказались бесценными и во время работы в университетской библиотеке и когда я работала в таких компаниях как “ProQuest”, “ExLibris”, создающих автоматизированные библиотечно-информационные системы. В университетской библиотеке Флоридского университета (США) я делилась знаниями, полученными от Галины Феофановны, со студентами, обучая их навыкам поиска и анализа источников на достоверность и качество информации в рамках занятий по информационной грамотности. Также умение отслеживать и анализировать потоки информации пригодились при комплектовании фондов справочной литературы и выборе баз данных. Поставщики баз данных (вендоры) постоянно выпускают новые базы данных и меняют ресурсы, входящие в существующие базы данных. Часто разные вендоры предлагают в чем-то похожие базы данных, поэтому надо отслеживать и анализировать предложения на рынке баз данных. Когда я работала в вендорной компании, то умение анализировать и синтезировать информацию пригодилось при работе с клиентскими запросами на новые функции и при описании ошибок в программах. Необходимо было максимально точно и сжато доносить информацию до технического персонала. Галина Феофановна вдохнула в нас аналитическое мышление, необходимое для работы с информацией. Спасибо большое, Галина Феофановна, за то, что Вы всегда с нами!
Бровина Ольга Сергеевна, Алпатикова Валерия Александровна
Выбор пути
Нам удалось послушать лекции Галины Феофановны по «Теории документального потока» ещё на первом курсе обучения в институте. Она была очень интересным человеком, её лекции открыли для нас многие аспекты аналитической деятельности, что в дальнейшем повлияло на наш выбор аналитической направленности обучения в институте. Также хочется отметить лекции Альбины Самиуловны по «Аналитическим технологиям», которая продолжила вести занятия после ухода Галины Феофановны из жизни. Без их вклада в наше обучение нам бы не удалось так хорошо познакомиться с аналитической деятельностью, с которой в настоящее время напрямую связана наша работа!

Самим местом работы мы также во многом обязаны Галине Феофановне. Благодаря её широкому кругу общения со специалистами в области аналитики, уже в 2017 году на нашей кафедре была организована встреча с представителями АО «Научно-исследовательский институт точной механики» и студентами старших курсов библиотечно-информационного факультета. Выяснилось, что ранее представители Института точной механики тесно сотрудничали с Галиной Феофановной в вопросе подбора кадров, а некоторые выпускники уже успешно работали в НИИ. Нам рассказали об основных направлениях деятельности института и требованиях к будущим сотрудникам. Пройдя отбор, четыре студентки библиотечно-информационного факультета, включая нас, попали на практику в НИИ, успешно себя проявили и, в итоге, нас двоих приняли на работу, где мы уже работаем на протяжении пяти лет!
Изучив дисциплины, которые разработала и заложила Галина Феофановна в рамках профиля «Анализ информации в книжном деле, искусстве и бизнесе», студенты могут реализовать себя в разных направлениях (проверено лично нами!), таких как:
• моделирование бизнес-процессов;
• исследование и анализ большого объёма данных;
• управление требованиями;
• создание информационных систем для предприятий разного уровня;
• участие в проектах внутреннего развития предприятий.
Аналитика открывает огромный спектр возможностей! Спасибо за этот бесценный опыт Галине Феофановне Гордукаловой.
Кира Карпина, выпуск 1999 года
Специалист высшей пробы
С Галиной Феофановной нас связывали тесные отношения с самого начала нашего знакомства. В Санкт-Петербургской государственной академии культуры (ныне — СПбГИК) кафедра гуманитарной информации была широко известна как самая современная, передовая, дающая путёвку в жизнь. Многие стремились туда попасть на специализацию. По рекомендации профессора кафедры истории Григория Алексеевича Тишкина мы с Альбиной Крымской обратились напрямую к Галине Феофановне с просьбой взять нас на её кафедру. Для проверки нашей профпригодности она поручила нам принять участие в проекте по составлению библиографического указателя, посвящённого истории отношений России и Падуанского университета (Италия). Быстро согласившись, тогда мы, студенты 3-го курса, ещё не представляли себе, насколько кропотлива эта работа. Она усложнялась тем, что необходимо было выявлять даже литературу, в которой был хотя бы один абзац с упоминанием о культурных связях между Россией и городом Падуя в регионе Венето. Следующие несколько недель мы провели в Российской национальной библиотеке, листая «Книжные летописи», справочные издания, каталоги выставок, пытаясь выявить источники. Очень радовались, когда выявили первые публикации, в которых были упоминания Падуанского университета. Это было хорошей школой для нас! Главный результат нашей работы — аннотированный библиографический список литературы, рецензентом которой выступил научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН.
Получив положительный результат, Галина Феофановна приняла нас. Два года учёбы под руководством нашего любимого педагога дали нам те знания и практику, которые особенно пригодились в первые, самые трудные годы профессиональной карьеры. После окончания вуза Галина Феофановна каждого «вела» по жизни, помогая советом и делом, устраивала на работу, знакомила с интересными людьми, делилась знаниями и впечатлениями. Каждый из нас чувствовал некую ответственность перед ней за свою реализацию в жизни. И даже сейчас, когда Галины Феофановны нет с нами, мы, её студенты, часто обращаемся к её мыслям, советам, идеям. Спасибо Вам, дорогая наша и любимая Галина Феофановна, за Ваше неравнодушие, энергию, любовь и веру в нас!
Мария Вяткина, выпуск 1999 г.
Стать единомышленниками
Как редко судьба сводит нас с людьми, которых мы помним всю жизнь исключительно в положительном ключе. Мне повезло. До встречи с Галиной Феофановной в стенах вуза я и не представляла особо, чем хочу заниматься в профессиональном плане. Профессор Гордукалова собрала нас на свой курс специализации — информационное сопровождение бизнеса — и смогла научить, сподвигнуть и вдохновить. В каждом студенте она видела талант — порой мы даже и не подозревали, что он у нас есть. Ласково, но твёрдо Галина Феофановна направляла нас не только в профессиональном, но и личностном росте. Мы всегда могли поговорить и обсудить не только будущий диплом, но и жизнь. О каждом она переживала так, как будто мы были её дети… А мы ими и были — в духовном смысле, доверяя её советам и порой рыдая у неё на плече… Светлая память Светлому человеку, объединившему нас сначала в группу студентов, а затем — друзей — на всю жизнь. Нам очень Вас не хватает, Галина Феофановна…
Полина Александровна Комлева (Нилова), выпуск 2018 года
Умение удивлять
Галина Феофановна Гордукалова всегда остаётся светлым лучиком в моей жизни. Я очень хорошо помню первую встречу с ней. Она вошла в аудиторию с улыбкой, внимательно осмотрев своих новоиспеченных птенчиков — студентов. Через затемнённые линзы очков были видны добрые глаза и очень тёплый взгляд. Было ощущение, будто она встречает нас, как мама, которая впервые видит своё дитя, чтобы обучить всему, что знает сама и проводить в новую и взрослую жизнь.
Одно из самых запоминающихся воспоминаний с ней — занятие, когда она попросила нас придумать своё собственное изобретение, которое было бы абсолютно новым и смогло бы облегчить жизнь человеку. Честно говоря, Галина Феофановна тогда действительно нас озадачила и удивила. Мы полчаса всей группой сидели и размышляли над тем, что это может быть. К сожалению, мне трудно вспомнить хотя бы одно из таких «изобретений», которые были нами предложены, так как что бы мы ни называли, это всё уже было кем-то создано. И мы потерпели «поражение» в битве за идеи. Однако, мы договорились подумать над этим дома и представить свой проект позже… К сожалению, мы этого сделать так и не успели… Я думаю, что такое творческое задание может заставить серьёзно задуматься. Ведь так важно в нашей жизни чего-то добиться, что-то открыть, внести свой вклад, чтобы оставить след и быть полезным обществу и миру.
Галина Феофановна без сомнений внесла огромный вклад в развитие информационной аналитики. Это научное направление развивается и по сей день. Тема управления знаниями, начало которой положила Галина Феофановна Гордукалова, на мой взгляд, никогда не потеряет своей актуальности и является одной из ведущих, когда мы говорим об анализе информации. Также эта тема необходима в любой сфере деятельности! Ведь, управление знаниями — это создание информационной среды, благодаря которой мы можем выявить и получить имеющиеся знания, которые лягут в основу формирования новых!
Моя деятельность сейчас напрямую связана с изучением и преподаванием иностранного языка — английского. Без регулярного анализа информации и применения тех методов, которые предлагала Галина Феофановна, просто невозможно сформировать качественный продукт! Например, широким применением пользуется метод информационной диагностики, при котором может диагностироваться любой объект, если он изменчив с течением времени. Также хотелось бы выделить оперативную диагностику, так как мне постоянно приходится анализировать огромные массивы информации о современном состоянии различных объектов, метод мониторингового анализа.
Я искренне рада, что застала Галину Феофановну при её жизни, что она успела поделиться своим профессиональным и житейским опытом. Она оставила в моей душе светлое окошко, куда я заглядываю каждый раз, когда с теплом вспоминаю свою кафедру, когда анализирую статьи, учебники, огромные потоки информации. Я благодарна моему наставнику и педагогу Альбине Самиуловне Крымской за то, что она является продолжателем дела Галины Феофановны. Очень многое о Галине Феофановне я узнала именно из уст моего педагога.
С улыбкой на глазах и от всей души пишу эти строки. И я абсолютно уверена, что каждый, кто имел возможность пообщаться с Галиной Феофановной, с огромным трепетом произносит её имя и всегда с теплом в сердце о ней помнит.
Рыжков Кирилл, выпуск 2016 года
Учиться всегда и везде
За время моего бакалавриата у Галины Феофановны Гордукаловой мне повезло поучиться на её «парах». И в том, как она вела эти пары, всегда были две важные особенности, которые в итоге стали для меня полезными навыками в моей профессиональной деятельности.
Первая особенность — помимо профильной информации по дисциплине Галина Феофановна всегда старалась немного подняться над специализацией и передать некие междисциплинарные полезные советы, методики, навыки, приёмы в работе. Например, она говорила о том, что любая работа становится интересной, когда в ней можно немного побыть изобретателем — ведь это у каждого из нас в крови. А изобретателем, по её словам, можно быть если не в любой работе, то как минимум в работе, связанной с интеллектуальным трудом. Галина Феофановна советовала всякий раз, когда предстоит решить рутинную задачу, подумать, а нельзя ли сделать это если не проще, то хотя бы интереснее. Этот совет я активно применяю на практике уже несколько лет и авторитетно могу заявить, что это приносит радость и удовлетворение от работы не только мне, но и коллегам и руководству моего подразделения, что не менее важно в работе, чем личное самоощущение. Естественно, сложно открыть новые пути решения задач, если круг твоих компетенций мал — и это, в свою очередь, мотивирует к саморазвитию. А это ещё один совет Галины Феофановны — учиться всегда, когда можешь, и тому, что нравится. Некоторые эксперты говорят о том, мол, это вредно — время тратится зря, а внимание и усилия не фокусируются на чём-то более полезном для карьеры. Но я скорее соглашусь с Галиной Феофановной на основе своего личного опыта — никогда не знаешь, где пригодятся наработанные навыки. В моём случае полученные в результате развития хобби умения помогли хорошо проявить себя на практике, не подвести факультет и в итоге устроиться работать в значимую организацию.
Вторая особенность — Галина Феофановна всегда объясняла на таких примерах, которые было интересно выслушать, трудно было не запомнить и которые могли мотивировать следовать тем советам и методам, которые они иллюстрируют. К примеру, рассказывая про изобретательство, она перечисляла (а затем и критиковала) придумки одного её знакомого, в том числе одноразовые зонтики. Этот принцип я взял на вооружение при объяснениях кому-либо чего-либо — как при обучении, так и в быту. Результат, как можно догадаться, значительно улучшился. Интересные примеры — это, конечно, не какая-то новинка при улучшении своего умения доносить информацию, но именно на парах Галины Феофановны я увидел, как именно это можно делать.
Лихобабина Анна, выпуск 2018 года
Умение творить идеи
Впервые с Галиной Феофановной мы познакомились на курсе лекций по «Теории документального потока». Тогда мы, будучи ещё несмышлёными первокурсниками, с широко распахнутыми глазами погружались в мир документального потока. Однако на лекциях была не только теория документального потока, но и несколько важных жизненных уроков. Например, Галина Феофановна советовала нам заранее определить для себя ответы на несколько вопросов, среди которых были «Твоё любимое место в городе?» или «Места, которые ты хотел бы посетить?». Ответы на эти (и другие вопросы, которые я не перечислила) позволяли завязать разговор или продолжить его практически с любым человеком и проявить свои лучшие стороны.
На втором году обучения в рамках курса «Аналитические технологии» Галина Феофановна прочитала нам 4 лекции. Мне особенно запомнилось одно из заданий, которые мы выполняли на лекции. Каждому из нас необходимо было придумать своё изобретение. Суть заключалась в том, что нам необходимо было отпустить на волю собственное воображение и придумать что-то, не задумываясь о том, как на практике воплотить это в жизнь. Как говорила Галина Феофановна, главное — создать идею, а для воплощения её в жизнь можно найти исполнителей, которые придумают, как это сделать.
На той лекции мы рассмотрели множество идей, начиная с кошельков и сумок со встроенной охранной системой до мгновенно высыхающих зонтиков. Мне тогда пришла в голову идея о создании очков, оправу которых можно было бы менять в зависимости от наряда или настроения владельца этого аксессуара. Предполагалось, что на оправе будет спрятано колесико, с помощью которого можно будет регулировать цвет. Поскольку Галина Феофановна, как и я, носила очки на постоянной основе, данная идея пришлась ей по душе.
Данный принцип работы очень полезен, и до сих пор я пользуюсь им как в профессиональной, так и в бытовой жизни. Как замечено на практике, вопрос «Как?» решается довольно быстро, если сначала сформулировать чёткий ответ на вопрос «Что?», то есть создать идею.
К сожалению, Галина Феофановна была непосредственно с нашей группой совсем недолго, меньше двух семестров. Однако я, как и многие студенты из нашей группы, буду всегда благодарна ей за переданные нам знания не только об аналитике, но и жизни.
Тулякова Софья Игоревна, выпускница библиотечно-информационного факультета
Стремления к саморазвитию
Галина Феофановна больше всего запомнилась мне тем, с каким энтузиазмом и непоколебимой верой в своё дело она давала нам знания. Ей никогда не требовалось напоминать, на чём мы остановились в прошлый раз. За одну пару она успевала дать всю необходимую информацию. Могу с уверенностью сказать, что её лекции также имели мотивационный характер, так как она с гордостью делилась успехами своих учеников, что придавало нам сил и стремления к саморазвитию.
Когда на втором курсе встал вопрос о выборе научного руководителя курсовой работы, я точно знала к кому хочу пойти — к Галине Феофановне. Я до сих пор вспоминаю нашу с ней встречу на кафедре 7 октября 2015 г. Галина Феофановна спросила, что мне больше всего понравилось из курсов, которые она вела у нас. В этот же день мы с ней определились с темой моей курсовой работы, наметили её структуру, а также приоритетные источники для поиска информации. Так в этот день, благодаря Г. Ф. Гордукаловой, сформировалась сфера моих научных интересов — библиометрия, закон Брэдфорда, которую я изучала и использовала для своих исследований во время обучения на бакалавриате и в магистратуре.
16 октября Галины Феофановны не стало. В память об этом выдающемся педагоге, я решила не останавливаться и обязательно закончить свою научную работу, которую продолжила с её ученицей — Альбиной Самиуловной Крымской.
Алена Андреевна Катина, аспирант 1 курса БИФ СПГИК
Искусство информационного анализа
Поступив на 1-й курс библиотечно-информационного факультета института культуры в 2014 г., я с трепетом готовилась к настоящей студенческой жизни. Особенно мне хотелось, как можно скорее познакомиться с преподавателями БИФ. Ещё с первых лекций я поняла, что они — настоящие профессионалы библиотечно-информационной сферы, способные зажечь огонь жажды знаний в наших сердцах. Лично со мной так и произошло, когда мне посчастливилось попасть на 1-м курсе на занятия к Галине Феофановне Гордукаловой по дисциплине «Теория документального потока», а на более старших курсах — к её ученице Альбине Самиуловне Крымской, которая преподавала у нас «Аналитические технологии».
Лекции Галины Феофановны всегда были интересными, а подача материала — яркой и запоминающейся. Для меня, первокурсницы, первые занятия казались немного непонятными, но благодаря умению Галины Феофановны вести лекцию и раскрывать новый материал, всё стало проясняться. Я до сих пор наизусть помню определение документального потока, которое дала нам Галина Феофановна на первой лекции — «семантически взаимосвязанное, непрерывно развивающееся множество документов, являющееся уникальным средством хранения, накопления и передачи знаний о внешнем мире».
Впоследствии, в конце первого курса, когда стал вопрос о выборе профиля для дальнейшего обучения, я без сомнений выбрала «Анализ информации в книжном деле, искусстве и бизнесе» и ни капли об этом не пожалела.
Галина Феофановна всегда на лекциях с гордостью рассказывала о своих студентах, добившихся успехов в научной и практической деятельности. Эти рассказы никогда не вызывали зависти или недовольства, а только подстегивали и стимулировали нас осваивать новый материал, а также учили мыслить нестандартно, под другим углом. Это проявлялось и в домашних заданиях, которые давала нам Галина Феофановна. Однажды она нам предложила придумать оригинальное изобретение и рассказать о нём на занятии. Я до сих пор помню, что эта работа показалась мне невероятно сложной и от этого очень увлекательной. Мне так хотелось придумать что-то необычное! На протяжении целой недели до следующего занятия я со всеми обсуждала это задание. Мои семья и друзья тоже были посвящены в эту работу, о которой я рассказывала взахлёб и каждый, учитывая специфику своей профессии, предлагал различные изобретения: инновации в строительстве, транспортной сфере и даже в рыбалке. Я с интересом слушала их идеи и в какой-то момент придумала своё изобретение. На пару я шла с особым волнением, потому что мне очень хотелось, чтобы Галина Феофановна одобрила моё изобретение. На занятии я очень переживала и ждала, когда же мы начнём проверять заданный материал. Некоторые студенты, которые были смелее меня, высказались первыми и получили слова поддержки от Галины Феофановны. Других студентов она спросила выборочно, и они также поделились своими «инновациями» в той или иной сфере. До меня очередь так и не дошла, и я уверенно решила, что попрошу у Галины Феофановны пару минут после занятий, чтобы рассказать ей, что же я придумала. К сожалению, этого не произошло, потому что я так и не осмелилась подойти и до сих пор мне безумно грустно, что я так и не узнала её мнения. С тех самых пор я усвоила один важный урок — никогда не бояться задавать вопросы. Об этом нам всегда говорила Галина Феофановна и я стараюсь придерживаться этого правила.
Галина Феофановна всегда умела находить общий язык со студентами и поддерживать контакт с аудиторией в процессе занятия. Она была очень общительна и доброжелательна, а мы — ещё вчерашние школьники — всегда тянулись к ней.

Мне, первокурснице, было очень страшно отвечать на её вопросы, которые всегда требовали рассуждения, потому что я боялась, что отвечу неверно. Иногда, я набиралась храбрости и отвечала ей, порой, неправильно. Она всегда разъясняла, в чём я неправа, за что я ей благодарна. Думаю, в личностном и профессиональном плане это на меня также сильно повлияло — ты можешь говорить неверно, но главное — не бояться и рассуждать, ведь размышления могут привести к истине. Это особый и очень ценный навык для аналитиков информации, который нужно постоянно совершенствовать.
16 октября Галины Феофановны не стало. Позднее, на факультете было организовано заседание студенческого научного общества, посвящённое её вкладу в науку. Мне выпала огромная честь выступить с докладом «Основные направления изучения документальных потоков в работах Г. Ф. Гордукаловой».
Моё погружение в сферу анализа информации продолжилось на лекциях Альбины Самиуловны — ученицы Галины Феофановны, и продолжается по сей день, чему я очень рада.
Я благодарна Галине Феофановне за бесценный опыт и возможность заниматься наукой на основании разработанных ею курсов и методик, которые я применяла не только в подготовке научных исследований, но и за полезные советы, которые пригождаются мне в жизни. Я очень рада, что мне довелось хоть немного узнать Галину Феофановну. Благодарная память к ней всегда будет жить в моём сердце.
Рогожникова Елизавета, выпуск 2018 года
Базис библиотечной аналитики
Будучи студенткой первого курса библиотечно-информационного факультета в 2014–2015 учебном году, мне посчастливилось познакомиться с Галиной Феофановной Гордукаловой в ходе изучения дисциплины «Теория документального потока». Лекции Галины Феофановны были одними из самых интересных (ведь увлечённого своим делом преподавателя видно сразу), а в работе с нами, студентами, она всегда старалась максимально вовлечь каждого из присутствующих в темы, которые мы изучали, давала интересные задачи. Благодаря такому подходу я на первом же курсе поняла, что направление, связанное с анализом информации, — это то, что мне нужно, и выбрала именно этот профиль для своего дальнейшего обучения.
В следующем учебном году дисциплина «Аналитические технологии», автором которой являлась Галина Феофановна, заложила ещё более глубокий и прочный фундамент для всех знаний, полученных мною во время обучения на бакалавриате. Это действительно базовый курс, основа для всех студентов, выбравших информационную аналитику в качестве главного направления.
Знания, полученные в ходе изучения дисциплин, разработанных и/или читаемых Галиной Феофановной, непосредственно для меня стали ключевыми при написании выпускной квалификационной работы бакалавра. Одним из методов исследования в работе выступил библиометрический анализ, и курс лекций по теории документального потока наряду с многочисленными публикациями Галины Феофановны по этой и смежным темам легли в основу защищенной впоследствии на «отлично» ВКР. Кроме того, данные дисциплины помогли сформировать системное мышление, развить аналитический склад ума, что по сей день способствует успешному решению рабочих задач. Смело можно сказать, что Галина Феофановна внесла ощутимый вклад в мое профессиональное и личностное становление и оставила след в моей жизни, как пример увлечённого и инициативного человека.
Ева Киборт, выпуск 2016 (бакалавриат) и 2018 (магистратура)
Осознанный выбор
Я познакомилась с Галиной Феофановной Гордукаловой 3 сентября 2012 года. Это был семинар-знакомство с преподавателями и основными направлениями библиотечно-информационного факультета Санкт-Петербургского института культуры (тогда он назывался Санкт-Петербургский университет культуры и искусств).
В тот день Галина Феофановна рассказывала нам о кафедре документоведения и информационной аналитики, о том, что такое информационная аналитика и что может делать информационный аналитик, почему это важно в современном мире и чем знания, полученные на кафедре, будут полезны каждому студенту. Это выступление повлияло на всю мою последующую образовательную и профессиональную деятельность.
В процессе общения с Галиной Феофановной — одним из основателей научного направления «Информационная аналитика», изучения её курсов и публикаций у меня постепенно формировалось видение информационной аналитики как процесса.
Когда я пришла обучаться на кафедру, я отдалённо представляла себе, чем я бы хотела заниматься и описание информационной аналитики, а также видение информационного работника в системе общественных отношений, которым поделилась Галина Феофановна в тот день, стали очень чётким вербальным выражением моего представления о работе-мечте.
Я помню, как год спустя, увидев Галину Феофановну в коридоре, я по пятам ходила за ней, чтобы узнать, как и где бы еще послушать её курсы и лекции. С самого начала она учтиво меня слушала, продолжая заниматься делами, переходя из кабинета в кабинет. В какой-то момент мы дошли до кафедры, которая располагалась на первом этаже. Я зашла на кафедру документоведения и информационной аналитики вслед за нею в буквальном и переносном смыслах. Помню, как методист кафедры задорно спросила: «Как ваши дела, Галина Феофановна, а кто это с вами?» А Галина Феофановна ответила: «Да хвостиком прицепилась ко мне, говорит, что хочет на дополнительные занятия ходить», и улыбнулась мне с одобрением в глазах. Потом она задала мне пару вопросов и обещала подумать, куда же можно меня пригласить.
Спустя время мы снова встретились. Я «случайно» ждала её у кафедры. Убедившись в моем осознанном выборе, Галина Феофановна предложила мне посещать занятия с группой старшекурсников, у которых она вела занятия. Так я стала постепенно знакомится с ролью информационной деятельности в фирмах. Одним из ключевых навыков, который я приобрела в то время, стало умение доносить смысл через слова, тексты и визуально-текстовой контекст, а также умение распознавать принадлежность информации к той или иной функции компании по косвенным признакам.
На очередном занятии Галина Феофановна распределила между студентами темы. Моему удивлению не было предела, когда одна из тем для обсуждения была предложена мне. Нужно было прочитать книгу и выступить с докладом по ней. Увидев мою реакцию Галина Феофанова, спросила: «Не хочешь читать книгу Филипа Котлера? Зачем же ты тогда приходишь на занятия?»
Через несколько недель я сделала доклад на семинаре наравне со старшекурсниками. Для этого я прочитала несколько книг и ознакомилась с доступными мне работами Котлера. Тогда как раз вышла его новая книга «Маркетинг 3.0». Чтобы заполучить её для ознакомления не только в читальном зале, я впервые зарегистрировалась на новом электронном ресурсе Лит.Рес, через ЦГПБ им. В. В. Маяковского.
После того как я защитила доклад на очередном занятии, Галина Феофановна попросила меня не спешить домой. Её вопрос был такой же шокирующий и прямолинейный, как и предыдущий: «Сможешь написать статью до конца следующей недели?». Я не писала научных статей до этого, и я ухватилась за эту возможность.
Так, в 2014 году в XXX выпуске международного ежегодника «Проблемы деятельности учёного и научных коллективов» под редакцией профессора С. А. Кугеля вышла моя первая научная статья, которая была опубликована наравне со статьями ученых, среди которых была работа Г. Ф. Гордукаловой «Интеллектуальная история кафедры: возможности интернет-аналитики», а также статья А. С. Крымской «Зарубежная стажировка как форма профессионального роста и мобильности молодых учёных». Для меня это было огромным успехом! Сейчас, перечитывая названия статей, я понимаю, насколько судьбоносными они оказались для меня. Во-первых, в настоящее время я работаю в международной информационно-аналитической компании, в основу деятельности которой заложены принципы интернет-аналитики для содержательного анализа и выявления интеллектуальной истории. Во-вторых, в 2014 году мы ещё не были знакомы с Альбиной Самиуловной Крымской (её статья была напечатана в том же сборнике непосредственно перед моей работой), но встреча с которой позже внесла изменения в мою жизнь.
В 2016 году, на последнем курса бакалавриата, я посещала ещё один курс
Г. Ф. Гордукаловой — «Аналитические технологии». Хочется отметить, что в то время одной из ключевых работ
Г. Ф. Гордукаловой, повлиявших на моё понимание устройства информационного мира, стало учебное пособие «Мониторинг документального потока для информационной диагностики прогнозируемых объектов». Эти знания я впервые применила на практических занятиях Г. Ф. Гордукаловой в рамках курса «Теория документального потока». Одним из практических заданий был анализ документального потока в соответствии с теорией Ципфа и Законом Бредфорда. Уже позже, несколько лет спустя я впервые увидела AI-инструмент мониторинга, но он не оказался для меня чем-то новым. Увидев его в первый раз, я знала, как он устроен, и знала логику работы этой системы, поскольку на практических занятиях с Галиной Феофановной мы делали нечто похожее, но не на компьютере, а от руки.
Во время написания бакалаврской дипломной работы я планировала консультироваться у Галины Феофановны. Она настойчиво порекомендовала мне познакомиться с новым на тот момент заместителем декана библиотечно-информационного факультета — А. С. Крымской. Так, благодаря Галине Феофановне я попала «под крыло» Альбины Самиуловны.

В скором времени А. С. Крымская стала реализовывать на практике идею об использовании зарубежных стажировок, как формы профессионального роста и мобильности молодёжи. Несколько лет спустя ее организационная деятельность и поддержка позволили мне принять участие в образовательных поездках студенческих групп в Германию, а позже, в 2017 году я проходила обучение по программе двусторонней мобильности в Университете прикладных наук и искусств (HsH) в г. Ганновер, Германия.
В 2018 году я успешно защитила магистерскую диссертацию под руководством Альбины Самиуловны и в том же году получила диплом с отличием.
Галина Феофановна подарила мне не только знания, она и дала мне возможности:
– учиться «за рамками программы»,
– начать научную деятельность,
– познакомиться с лучшими специалистами и практиками в сфере информационной аналитики.
Я рада, что заложенные Галиной Феофановной основы научной школы активно развиваются и находят продолжение в подготовке кадров библиотечно-информационной сферы и научной деятельности кафедры и факультета.
Перечитывая её статьи и книги, я каждый раз нахожу что-то новое, важное, применимое на практике, при работе с маркетингом, информационно-аналитическими продуктами и IT-системами для информационной аналитики и управлению знаниями. Я благодарна ей за знания и возможности, дальновидный взгляд и наставников в науке. Её опыт, научная деятельность и профессионализм дали толчок моему развитию, как молодого исследователя и профессионала. Я надеюсь, что её достижения станут толчком и для нынешних и будущих студентов.
Ирина Матвеева, выпуск 1999 года
Всегда рядом
Любящей матери всегда хочется, чтобы у её детей были самые лучшие педагоги и наставники. Такие, как Галина Феофановна! Она была, есть и всегда будет рядом со мной и моими любимыми однокурсниками. Мне и моей младшей сестре очень повезло, что нам в жизни встретился такой наставник!
Галину Феофановну я выделила среди других преподавателей на первом курсе обучения в Академии культуры (ныне — СПбГИК), когда она у нас вела «Введение в специальность». Я решила, что хочу попасть к ней на специализацию и писать у неё диплом. И чудо произошло!
Наш любимый профессор относилась с вниманием и пониманием к своим студентам. Те знания, которые мы получили на «Информационном мониторинге», постоянно помогают в жизни и в работе. Галина Феофановна учила нас смотреть на вещи с разных точек зрения. Любую научную тему она могла помочь трансформировать под реалии сегодняшнего дня и имеющиеся у нас возможности. Она всегда вдохновляла нас мягко, но настойчиво.
Знания, которые мы в итоге получили, дают уверенность, что мы сможем работать в любой сфере, так как знаем, где и как найти нужную информацию и что с ней дальше делать (конечно, анализировать!). Мой трудовой путь тому подтверждение. Я работала в органах государственной власти Санкт-Петербурга, в крупнейшей в России саморегулируемой организации в сфере строительства, а последние три года работаю в сфере высшего образования. Умение смотреть вокруг, стремление приобретать новые знания, умение взаимодействовать с другими людьми — это во многом от Галины Феофановны.
Я очень надеюсь, что у моих детей будут в жизни такие Педагоги, как Галина Феофановна!
Наталья Кисель, выпуск 1999 года
На волне информационных потоков
Оглядываясь на безвозвратно ушедшие счастливые годы студенчества, я сейчас понимаю, как иногда глупы и неопытны мы были, понимаю, что порой не отдавали себе отчёта в том, что надо было с жадностью вгрызаться в тот самый гранит науки и впитывать в себя как можно больше из того, что нам давали наши учителя… Какие глыбы преподавали нам, какие были имена — квинтэссенция российской науки и культуры! Среди плеяды моих замечательных преподавателей высшей школы была профессор Гордукалова Галина Феофановна. «Профессор» — так прочитала я когда-то на табличке двери кафедры гуманитарной информации… «Ух…вот это да! Настоящий профессор! И я буду у неё учиться! Наверное, она очень строгая, умная… А достойна ли я быть её студенткой?». Не буду рассказывать о душевных качествах Галины Феофановны, всех она принимала как своих родных детей, радела за каждого, поэтому вся строгость, присущая званию профессора, нивелировалась.
Я же была, можно сказать, вольнослушателем курса Галины Феофановны, посещала лекции как дополнительный блок занятий и порой не совсем понимала её предмет, задавалась вопросом, как можно совместить то знание, которое она даёт, с книжным миром, библиографией, библиотекой.
Мой научный руководитель говорила мне, что Галина Феофановна нестандартный человек, новатор, провозвестник будущего, пророк. Вот в таком ключе я и смотрела на неё, пыталась сложить пазл в своей голове.
После окончания вуза я пять лет проработала в библиотеке, потом вынуждена была сменить поле своей деятельности: устроилась на работу в крупную компанию помощником руководителя. В сферу моей деятельности вошли связи с общественностью и кураторство культурных проектов компании. И вот тут-то мне и пригодились полученные когда-то знания и умения, как работать с источниками информации, где достать эти источники, а самое главное умение быстро изучать информационные потоки, вычленять нужное, анализировать и облекать всё это в краткую, ёмкую форму для представления руководителю.
Конечно, известные мне инструменты это всего лишь вершина айсберга, многое осталось мною не изученным, и то знание, которое уже когда-то было открыто Галине Феофановне нам ещё не пришло время узнать. Всему своё время.
С уважением и доброй памятью о светлом человеке.
Орлова Дарья, выпуск 2018 года
Учиться мыслить системно
Современные «правила игры» определяют необходимость формирования у студентов и выпускников устойчивых hard и soft skills. Уже мало быть просто хорошим студентом, необходимо уметь структурировать потоки информации, делать выборку и отсев, мыслить конструктивно.
В процессе подготовки специалистов в области библиотечного дела, на мой взгляд, одними из основных программ являлись дисциплины Галины Феофановны Гордукаловой. Именно на этих курсах появляется полное осознание сложности работы специалистов библиотечного дела, формируется идентификация «библиотекарь=аналитик».
В процессе изучения «Теории документального потока» даётся возможность научиться проводить системный анализ, структурировать большие массивы данных и научиться смотреть на документ как на часть большой и упорядоченной системы. На сегодняшний день, это крайне актуальные и уникальные знания, которые уже практически нигде невозможно получить в таком масштабе, как на курсе Галины Феофановны.
«Аналитические технологии» — одна из самых интересных и сложных дисциплин за всё время обучения. Именно на этом курсе удалось максимально глубоко познать сложность работы специалиста библиотечного дела и сформировать в сознании основы критики и аналитики любого документального массива.
На мой взгляд, уникальность и актуальность знаний, полученных на курсе Галины Феофановны, невозможно оценить. Это поистине кладезь информации, который формирует одни из важнейших навыков будущих специалистов библиотечного дела.

