Фантазии, проказы и озорные затеи. Программа литературного развития детей дошкольного возраста

Современная жизнь требует от детей быстрого овладения большим объёмом информации. Для успешного усвоения ребёнком школьной программы следует ещё в дошкольном возрасте развить у него определённый уровень познавательных процессов (памяти, внимания, мышления,
воображения) и привить любовь к чтению.
Художественные произведения помогают воспитать в дошкольниках нравственные качества и творческие способности, необходимые для создания гармоничного и миролюбивого общества, которого так не хватает нашему агрессивному веку.
В Тульской областной детской библиотеке вот уже 5 лет действует программа литературного развития детей дошкольного возраста «Расти с книгой, малыш». Её реализация осуществляется ежемесячно на основе широкого использования игровых интерактивных форм библиотечно-библиографической работы с детьми, приёмов театрализации, мультимедийных средств, использования рекомендательных списков литературы для родителей и памяток-закладок, а также новых информационных технологий. При разработке программы ставились следующие задачи:
• воспитание у детей интереса и любви к книге, умения слушать и понимать художественный текст;
• развитие у детей умения эмоционально откликаться на литературное произведение;
• организовать читательское творчество детей с целью оказания библиотерапевтического эффекта;
• знакомство детей и их родителей с лучшими произведениями народного творчества, произведениями, входящими в «золотой фонд» детской литературы, а также с произведениями современных авторов.
Ожидаемые от программы результаты:
• достижение библиотерапевтического воздействия книги на ребёнка;
• активизация читательской деятельности дошкольников и влияние на регулярное посещение библиотеки;
• участие детей в творческих конкурсах, викторинах, литературных праздниках, проводимых в библиотеке;
• овладение библиотекарями приёмами библиотечной педагогики и их развитие.
Занятия программы предназначены для дошкольников 5–6-летнего возраста, но также могут проводиться с учащимися начальных классов коррекционных школ и 1-х классов общеобразовательных школ.
На занятиях широко используются разнообразные методические приёмы:
• коллективное чтение;
• беседы о писателях и их книгах;
• определение характера литературного героя;
• книжные выставки;
• интерактивные игры, викторины, конкурсы;
• информационно-развивающие компьютерные игры;
• создание презентаций;
• физкультминутки;
• отгадывание загадок;
• просмотр мультфильмов;
• слушание аудиозаписей;
• рекомендательные списки литературы для родителей;
• памятки-закладки.
Практически каждое мероприятие начинается с психологического настроя, который заряжает хорошим настроением и помогает подготовиться к восприятию информации. После слов библиотекаря, сопровождаемых соответствующими движениями, дети повторяют жесты за ним. Вот один из таких настроев — «Семечко даёт росток».

Татьяна Владимировна Тарарушкина, главный библиотекарь отдела обслуживания читателей дошкольного и младшего школьного возраста ГУК ТО «Тульская областная детская библиотека»