Фонды центральных библиотек субъектов РФ. Такие разные и такие похожие по оценке экспертов-практиков

Материал посвящён результатам анкетирования специалистов центральных библиотек субъектов РФ, проведённого в 2014 году. Поводом для данного исследования стало участие Российской национальной библиотеки в межведомственном проекте «Культурная карта России». В опросе приняли участие эксперты из 38 ЦБ субъектов РФ.
Наибольшую активность проявили ЦБ субъектов РФ Центрального ФО — 32%. Далее следуют ЦБ Приволжского (18%) и Северо-Западного (16%) федеральных округов. Хуже всего представлен Южный ФО — 3%.
ЦБ субъектов РФ значительно различаются объёмами своих фондов и масштабами своей деятельности, но есть многое, что их объединяет. Это касается и нормативно-правовой базы, и поставщиков документов для комплектования фондов, и электронных сетевых ресурсов, на которые у ЦБ субъектов РФ есть лицензионные договора, и общих проблем, касающихся формирования документных фондов. В центре нашего внимания находились именно эти вопросы, ответы на которые были получены в результате анкетирования, проведённого в рамках проекта «Культурная карта России».

Нормативно-правовая база
Обязательным условием выполнения библиотеками их основных функций является надёжная правовая база. Мы получили перечни нормативных документов (федеральных, региональных и внутренних), регулирующих процесс комплектования фондов. В целом, в связи с изменениями в законодательной базе, регламентирующей комплектование библиотечных фондов на федеральном уровне, можно отметить, что активизировалась работа по созданию и принятию региональных законов. В 8-ми из 38 ЦБ приняты региональные законы о библиотечном деле (о библиотеках), в 9-ти ЦБ — законы об обязательном экземпляре документов, а также постановления об обязательном экземпляре документов (2 ЦБ); в 2-х ЦБ — объединённые законы о библиотечном деле и обязательном экземпляре.
«Порядок учёта документов, входящих в состав библиотечного фонда», утверждённый приказом Министерства культуры РФ от 8 октября 2012 г. №1077, в качестве нормативного документа назвали 4 ЦБ субъектов РФ — Донская, Тюменская, Брянская и Псковская. В Тверской ОУНБ разработана «Учётная политика».
Однако правовое регулирование, закреплённое в библиотечном законодательстве федерального уровня, а также в региональных законах, не всегда соответствует современным правоотношениям, развивающимся в библиотеках. Законы, принимаемые сегодня, не всегда обеспечены достаточными правовыми основаниями для их исполнения в библиотеках. Поэтому, с одной стороны, возникают проблемы дальнейшего совершенствования действующего законодательства, внесения в него изменений и дополнений, с другой, — решение многих вопросов в современных условиях переводится на локальный (то есть внутрибиблиотечный) уровень. В связи с этим происходит переосмысление значения внутренних нормативных актов, возрастание их роли и значения в деятельности библиотек.
Отметим, что в ЦБ субъектов РФ проделана большая работа по пересмотру некоторых ранее существующих и созданию новых документов библиотеки в соответствии с изменением её структуры, содержания работы отделов, некоторых технологических процессов, поскольку принятые законы во многом изменили традиционные библиотечные процессы.
Выявлено, что в большинстве ЦБ разработаны положения о системе фондов, тематико-типологические планы и профили комплектования. Спектр внутренних нормативных документов, разработанных в ЦБ достаточно широк. Это и утверждённые порядки учёта документов, положения о распределении новых поступлений, положения о пожертвованиях, разнообразные инструкции и многое-многое другое, но какая-либо единая система внутрибиблиотечных документов для всех ЦБ не просматривается.
Что касается электронных документов. Впервые в «Порядок учёта документов, входящих в состав библиотечного фонда» (утверждён приказом МК РФ от 8.10.2012 №1077) включены электронные сетевые документы, имеющие свою классификацию. Это подразумевает, что в каждой библиотеке такого уровня должна быть собственная система нормативных и других документов, регулирующих работу с электронными изданиями, включающая Положение о системе фондов библиотеки, Концепцию развития фондов (в том числе электронных), Положение об электронной библиотеке, Профиль комплектования электронными документами. Однако анализ полученных ответов показал практически полное их отсутствие. По итогам анкетирования выявлено, что из 38 опрошенных библиотек, только четыре располагают документами, регулирующими работу с электронными изданиями: НБ Республики Карелия, Псковская и Томская ОУНБ, Тюменская ОНБ. При этом абсолютно ясно, что несовершенство законодательной и нормативной базы, либо её отсутствие, может привносить негативные элементы на все уровни формирования фонда электронных изданий (отбор, обработка, учёт и т. д.).
С учётом того, что ЦБ субъектов РФ сегодня отводится ведущая роль в создании как собственных, так и корпоративных информационных ресурсов, в частности для муниципальных библиотек региона, ЦБ необходимо продолжать работу над внутренней нормативной документацией, регламентирующей комплектование документных фондов.

Ирина Михайловна Лапшина, научный сотрудник, сектор библиотечных фондов НМО РНБ, Санкт-Петербург
Наталья Михайловна Хомякова, старший научный сотрудник, сектор библиотечных фондов НМО РНБ, Санкт-Петербург
Наталья Олеговна Тихонова, старший научный сотрудник, сектор библиотечных фондов НМО РНБ, Санкт-Петербург