«Если мы хотим научиться любить, следует действовать так же, как действуют, когда хотят научиться любому другому искусству или ремеслу: музыке, живописи, плотницкому делу, медицине или инженерному искусству»
В 1956 г. в американском издательстве «Харпер энд Бразерс» вышла в свет книга известного психоаналитика и социального философа Эриха Фромма (1900–1980) «Искусство любить»1. Впоследствии этот небольшой труд приобрёл огромную популярность, был переведён на десятки языков и разошёлся миллионными тиражами.
Успех книги и не ослабевающий интерес к ней во многом связан с глубоким теоретическим анализом предмета и кристальной ясностью изложения. Не менее значима главная мысль автора о том, что любовь — это не простое переживание, но активное ответственное действие, высшая зрелая форма отношения человека к миру и другим людям2.
Является ли любовь искусством и нужно ли ей учиться?
Если любовь не исчерпывается сильными эмоциями, которые можно испытать в случае везения, но и является искусством, то она требует предварительных познаний и практических навыков. К сожалению, современное общество не предрасположено серьёзно относиться к любви. Связано это, по меньшей мере, с тремя причинами.
Во-первых, большинство полагает, что основная проблема любви — быть любимым (способным «вызывать любовь»), а не любить самому. Во-вторых, распространена точка зрения, что проблема любви — это проблема её объекта, а не способности к ней. И, наконец, третья ошибка, ведущая к мысли, что о любви ничего знать не нужно, вызвана смешением устойчивого состояния «любви» и первичного переживания «влюблённости».
Не удивительно, что подобное отношение в большинстве случаев приводит к разочарованиям. Единственный способ избежать дальнейших неудач — проанализировать их причины, а затем приступить к изучению того, что есть любовь. Первый шаг, который надо сделать на этом пути — осознать, что любовь есть искусство. «Если мы хотим научиться любить, следует действовать так же, как действуют, когда хотят научиться любому другому искусству или ремеслу: музыке, живописи, плотницкому делу, медицине или инженерному искусству»3.
Процесс овладения искусством любви можно разделить на две части — овладение теорией и овладение практикой.
Теория любви
Значение любви. Ценность и значение любви состоит в том, что она даёт ответ на проблему человеческого существования, позволяя индивиду преодолеть чувство отделённости, вырваться из плена одиночества и достичь единства с другим человеком и миром в целом4. «Желание достичь слияния с другим человеком — самое сильное человеческое стремление. Это самая фундаментальная из людских страстей; сила, не дающая распасться человеческому роду, клану, семейству, обществу. Невозможность достичь этого приводит к безумию и разрушению: самоуничтожению или уничтожению других. Без любви человечество не просуществовало бы и дня»5.
Юрий Юрьевич Чёрный, кандидат философских наук, руководитель Центра по изучению проблем информатики Института научной информации по общественным наукам РАН, Москва

