Хоррор в фантастических телесериалах. В поисках жанра

Для начала определимся с дефинициями. Что такое телесериал, все более-менее представляют; что такое фантастический сериал — в общем-то, тоже. Здесь при кажущейся простоте понятия тоже есть свои подводные камни, не очевидные глазу.

Дефиниции и объект исследования
Примем за фантастический сериал любой, где имеется некий фантастический антураж, мистического или научного (обычно сверхнаучного) характера. Таким образом, становится ясен круг тех сериалов, которые попадают в сферу нашего исследования, — те, в которых активно используется фантастический элемент, и онтологически этот самый элемент, этот антураж относится к сфере ужасного.
Ради чистоты и объективности исследования необходимо отметить, что как наличие бластеров и звездолётов ещё не делает сериал фантастическим, так и присутствие в кадре зомби, упырей или кровожадных инопланетян не превращает сериал в хоррор. Примером «чистого» хоррор-сериала является «Американская история ужасов», где создатели со всей очевидностью ставили перед собой цель напугать зрителя. Вот здесь мы соберём все байки про заброшенные дома с призраками; в этом сезоне воплотим все страшные истории про психбольницы; тут поговорим о театре уродов и всём, что связано с этим печальным и жестоким культурным явлением… Мы же будем рассматривать те сериалы, где элементы хоррора используются в качестве антуража, а целью создателей не является вызвать в зрителе сладкую дрожь ужаса.
Хоррор как жанр — это океан со своими течениями, затонувшими кораблями, которые сами уже не бороздят ноосферу, но стали питательной средой для многих других форм жанра, видами и подвидами. А что мы делаем, когда видим хаос, чтобы не остаться без руля и ветрил? Мы его классифицируем.
Таким образом, исходя из первично данной классификации, становится ясно, что нас будут интересовать только те сериалы, где используется антураж жанра хоррор, который имеет мистическое или научное объяснение. (Обширного поля реалистического хоррора, где источником невыносимо болезненных пертурбаций, которые происходят с героями, являются вполне себе материальные объекты — попутчики, в недобрый час подобранные на дороге, шайка бандитов, ворвавшаяся в мирную жизнь горожан («Последний дом слева»), — мы касаться не будем, так как в рамки данного исследования они не вписываются, хотя как объекты действительности имеют место быть.)

Мария Александровна Гинзбург, писатель, переводчик, член СП РФ, Санкт-Петербург