Для творчества этого одного из выдающихся художников слова характерны «необычайная широта охвата явлений жизни, крупные масштабы исторического мышления, монументальность художественных форм с изумительной рельефностью индивидуализации и характеров»1.
Роман «Пётр Первый» воспроизведён в кино, театре, в книжной иллюстрации.
В художественном комментировании романа А. Н. Толстого «Пётр Первый» следует особо выделить работу выдающегося советского художника Дементия Алексеевича Шмаринова (1907–1999), блестящего иллюстратора произведений классической русской и советской литературы.
В серии «Советская художественная литература» под общей редакцией Ф. М. Головенченко в Гослитиздате (Государственное издательство художественной литературы) в Москве в 1947 г. роман А. Н. Толстого «Пётр Первый» был издан в большом формате (260х360 мм.) с иллюстрациями Д. А. Шмаринова, о чём особо сообщалось в тексте на обороте титульного листа: «Иллюстрации и оформление книги лауреата Сталинской премии заслуженного деятеля искусств РСФСР Д. А. Шмаринова».
Цикл иллюстраций к роману Алексея Толстого «Пётр Первый», к созданию которого художник приступил в 1939 г., является самой замечательной работой этого периода его творческой биографии. Художник так писал о рождении замысла иллюстрирования романа: «Меня давно увлекала мысль попробовать изобразить в серии рисунков отдельные моменты из исторического прошлого нашей родины. Я остановился на романе А. Н. Толстого «Пётр Первый», дающем громадный материал для художника. В двадцати пяти больших рисунках серии «Пётр Первый» я постарался соединить две линии — историческую и бытовую — таким образом, чтобы дать по возможности цельную картину этого переломного периода русской истории» [13, с. 56]2.
В подготовительный период к работе над иллюстрациями художник проделал большую и кропотливую работу по изучению исторического, военного и бытового материала эпохи Петра I. Для погружения в далёкую эпоху художник изучал иконографию Петра и его ближайшего окружения, достоверные документы, знаменитую «Марсовую книгу» — редчайшее издание с описанием отдельных эпизодов Северной войны; знакомился с помещёнными в ней искусно выгравированными картами и планами отдельных баталий; для знакомства с историческими реликвиями посещал Петровскую галерею в Эрмитаже. Созданный художником цикл иллюстраций обогатил литературный текст произведения, отобранный им для каждой иллюстрации, личностным эмоциональным восприятием и позволил ему гармонично соединить литературный текст с иллюстрациями.
Светлана Ивановна Головко, доцент кафедры культурологии и искусств Северо-Кавказского федерального университета, кандидат педагогических наук, г. Ставрополь
1 [1, с. 5]
2 [13, с. 56]

