Цифровая Александрия


«Интернет для меня — это смесь Вавилонской
библиотеки с Вавилонской башней».

Артемий Ле­бе­дев

Любая по­пыт­ка мыс­лен­но пред­ста­вить се­бе не­объ­ят­ные про­сто­ры Все­мир­ной па­у­ти­ны не­из­беж­но за­кан­чи­ва­ет­ся ви­де­ни­ем «все­объ­ем­лю­щей и по­сто­ян­ной си­с­те­мы ше­с­ти­гран­ных га­ле­рей». Еще сов­сем не­дав­но ка­за­лось, что не­воз­мож­но со­здать биб­ли­о­те­ку, ко­то­рая бы­ла бы все­лен­ской или да­же боль­ше са­мой Все­лен­ной — и это при­да­ва­ло эле­гант­но­му по­ве­ст­во­ва­нию Бор­хе­са ха­рак­тер бе­зо­бид­но­го вы­мыс­ла. Се­го­дня же ин­фор­ма­ци­он­ная ин­ду­с­т­рия не толь­ко вы­ве­ла бор­хе­сов­скую биб­ли­о­те­ку из сфе­ры ли­те­ра­тур­ных ги­по­тез, но и сде­ла­ла ее впол­не ося­за­е­мой ре­аль­но­с­тью.

Ис­чез­ла про­бле­ма «пло­ща­ди»: ме­га­бай­ты де­ла­ют сте­ны биб­ли­о­те­ки не­нуж­ны­ми, рав­но как и трил­ли­о­ны трил­ли­о­нов гек­та­ров, ко­то­рые долж­ны бы­ли бы за­ни­мать ее хра­ни­ли­ща. «Но­вая Алек­сан­д­рия» — это ме­с­то, ко­то­ро­го нет ни­где, это не­ма­те­ри­аль­ная ар­хи­тек­ту­ра, и не фи­зи­че­с­кая ма­те­рия. Че­рез ин­тер­нет мы мо­жем пе­ре­не­с­тись в эту Биб­ли­о­те­ку,
не бо­ясь, что она об­даст нас за­па­хом пле­се­ни пло­хо про­ве­т­ри­ва­е­мых по­ме­ще­ний,
ни ма­ло не удив­ля­ясь то­му, что нуж­ный том по­яв­ля­ет­ся пе­ред на­ми од­ним кли­ком мыш­ки, и не сму­ща­ясь от то­го, что бу­дем чи­тать про­из­ве­де­ние, ко­то­рое вме­с­те с на­ми
од­но­вре­мен­но чи­та­ют ты­ся­чи дру­гих лю­дей в этом чи­таль­ном за­ле,
имя ко­то­ро­му — Все­лен­ная.

Мил­ли­о­ны уз­лов, со­став­ля­ю­щих Сеть, стре­ми­тель­но пре­вра­ти­ли ее в ги­гант­скую биб­ли­о­те­ку, в ко­то­рой мож­но най­ти све­де­ния без пре­уве­ли­че­ния на лю­бую те­му.
Имен­но эти чер­ты и сде­ла­ли воз­мож­ным ре­во­лю­цию в об­ра­зо­ва­нии,
по­ста­вив на служ­бу ему все, или поч­ти все се­те­вые ре­сур­сы.
Ре­во­лю­ция эта еще не свер­ши­лась, но мир уже сто­ит на ее по­ро­ге.
Взять хо­тя бы при­выч­ный учеб­ник. Его ци­ф­ро­вая мо­дель мо­жет быть во­об­ще
ни на ко­го не рас­счи­та­на. Это про­сто сбор­ник ста­тей по дан­но­му пред­ме­ту,
ор­га­ни­зо­ван­ный «как по­па­ло», по прин­ци­пу Ва­ви­лон­ской Биб­ли­о­те­ки.
Там есть ста­тьи, до­ступ­ные «сла­ба­кам», «се­ред­няч­кам» и да­же ге­ни­ям.
Су­ще­ст­ву­ет по­дроб­ный ка­та­лог ста­тей с ука­за­ни­ем объ­е­ма и ка­те­го­рии уча­щих­ся, на ко­то­рую они рас­счи­та­ны, и мощ­ней­шая си­с­те­ма по­ис­ка.

Нам, вос­пи­тан­ным в рам­ках ки­бер­не­ти­че­с­кой ци­ви­ли­за­ции, ко­то­рая ко­рен­ным об­ра­зом из­ме­ни­ла про­цес­сы чте­ния и пись­ма, ка­жет­ся уди­ви­тель­ным и поч­ти не­ве­ро­ят­ным, что мно­го ве­ков на­зад «Или­а­да» и «Одис­сея» пе­ре­да­ва­лись из уст в ус­та, а кто-то мог без за­пин­ки чи­тать на па­мять все пес­ни «Бо­же­ст­вен­ной ко­ме­дии» Дан­те. Что Тол­стой без вся­ко­го ком­пью­те­ра смог со­здать и мно­го­крат­но пе­ре­пи­сать, не по­вто­ря­ясь и не пу­та­ясь, «Ан­ну Ка­ре­ни­ну» и «Вой­ну и мир». Се­го­дняш­не­му чи­та­те­лю до­ста­точ­но все­го-на­все­го на­жать на кла­ви­шу web, за­дать па­ра­ме­т­ры по­ис­ка и по­гру­зить­ся в текст. Мож­но пред­по­ло­жить, что, с од­ной сто­ро­ны, ин­тер­нет пред­став­ля­ет со­бой куль­ми­на­цию эн­цик­ло­пе­ди­че­с­ко­го зна­ния. С дру­гой — не он ли спо­соб­ст­ву­ет по­сте­пен­но­му пе­ре­рож­де­нию че­ло­ве­ка в «мен­та­та», че­ло­ве­ка-ком­пью­те­ра, в со­вер­шен­ст­ве вла­де­ю­ще­го ло­ги­кой и об­ла­да­ю­ще­го вы­чис­ли­тель­ны­ми спо­соб­но­с­тя­ми, ко­то­ро­го так убе­ди­тель­но об­ри­со­вал аме­ри­кан­ский пи­са­тель-фан­таст Фрэнк Гер­берт.

С лю­бо­вью, Та­ть­я­на Фи­лип­по­ва,
глав­ный ре­дак­тор жур­на­ла «Биб­ли­о­теч­ное Де­ло»