Сегодня, когда библиотека утратила свою первоначальную функцию «собирания знаний» как основную, и явилась неким посредником между источниками информации и конечным потребителем, слова Бенджамина Иде Уиллера: «Дайте мне библиотеку, и я построю вокруг неё университет», — стали актуальны как никогда.
В психологии различают разные способы взаимодействия. Это может быть соперничество, компромисс, приспособление. Наиболее же конструктивным является такой тип взаимодействия как сотрудничество, когда участники приходят к единодушию по решению какой-либо проблемы или общей задачи, полностью удовлетворяющему интересы всех сторон. Только такая стратегия приносит выигрыш всем участникам группового взаимодействия. Любой, даже самый маленький вуз является большой площадкой для взаимодействия между его структурными подразделениями.
Давайте зададимся вопросом: сможет ли существовать сегодня вуз, если библиотеки вдруг не станет (её смоет цунами, она сгорит — да не дай Бог, или просто закроется на большой амбарный замок)? И честно на него ответим: да, сможет. Количество поставщиков как учебного так и научного контента только в электронном виде просто зашкаливает. Кроме того, существует множество библиотек других форм организаций, которые будут счастливы принять в ряды своих читателей и вузовский контингент. Удержаться на плаву только благодаря министерским нормам лицензирования и аккредитации, конечно, можно, но как бороться с пустеющими читальными залами, падающей статистикой по книговыдаче и посещаемости и скудеющим потоком новых пользователей? Вот тут-то и возникает вопрос о стратегии развития библиотеки и её взаимодействии с другими подразделениями вуза как части этой стратегии.
В 2013 г. в результате анализа проблем научной библиотекой УГЛТУ были определены основные направления дальнейшего развития библиотеки:
• взаимодействие со структурными подразделениями вуза;
• взаимодействие с научным сообществом вуза;
• проектная деятельность;
• развитие курса «Основы информационной культуры»;
• развитие сетевых ресурсов;
• развитие персонала;
• автоматизация библиотечно-библиографических процессов.

Первые пять пунктов из вышеперечисленных подразумевают активное включение библиотеки в научную, образовательную, социальную и культурную деятельность университета, причем в таких направлениях, где библиотека будет являться ядром, или центром взаимодействия. Задача библиотеки состоит в том, чтобы привлечь разные подразделения, выполняющие совершенно различные функции, в качестве партнёров. Главную роль в реализации стратегии сотрудничества всегда играет мотивационная составляющая предполагаемого партнёра, а лишь потом, исходя из найденных вариантов, просчитываются риски для себя. Главный вопрос стратегического взаимодействия: «Чем мы можем быть вам полезны?».
И если библиотека находит на него ответ, то она может смело разрабатывать проекты и программы.
В целях взаимодействия с научным сообществом вуза научная библиотека УГЛТУ начала осваивать новое направление в своей деятельности — работу в системе SIENCE INDEX научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU. Основная мотивация — повышение рейтинга университета в целом и индекса цитирования каждого автора в частности.
В целях развития проектной деятельности и выстраивания партнёрских отношений с подразделениями вуза нами была разработана крупномасштабная программа «Экокультура», которая стартовала в сентябре 2013 года.
Маргарита Исхаковна Абубакирова, директор научной библиотеки Уральского государственного лесотехнического университета (ФГБОУ УГЛТУ)

