За годы своего существования библиотечное образование претерпело существенное развитие содержания и сформировало набор базовых дисциплин, необходимых специалисту библиотечного дела.
Библиотечное образование прошло долгий и непростой путь становления и развития. От первых краткосрочных курсов начала ХХ в. для разночинной публики с разным, порой минимальным уровнем образовательной подготовки, получавшей основы практических знаний по библиотечному делу, до целой государственной системы. Системы, включающей профильные образовательные организации разного уровня (начальное профессиональное, среднее специальное, высшее образование, аспирантура, докторантура), работающих на основе официальных нормативно-правовых документов — законов, государственных образовательных стандартов, образовательных программ. Системы, выдающих диплом установленного государственного образца о приобретении выпускником соответствующей квалификации, дающей право работать в библиотеках разных типов и видов.
Но, кроме эволюции формы, библиотечное образование претерпело существенное развитие содержания. И хотя оно находится в постоянном обновлении, его классическая основа, профессиональный теза́урус (от греч. θησαυρός «сокровище»), в целом, уже определена. В данном случае речь идёт о базовых дисциплинах, которые будущие бакалавры библиотечно-информационной деятельности должны освоить за четыре года обучения в вузе. Огромным достижением постсоветского этапа развития библиотечного образования стало издание не имеющей аналогов серии учебников для бакалавров по упомянутым базовым дисциплинам: «Библиотековедение. Общий курс», «Библиографоведение», «Документоведение. Часть 1. Общее документоведение», «Документоведение. Часть 2. Книговедение и история книги», «Аналитико-синтетическая переработка информации». «Социальные коммуникации», «Библиотечно-информационное обслуживание», «Справочно-поисковый аппарат библиотеки», «Лингвистические средства библиотечных и информационных технологий», «Библиотечный фонд», «Отраслевые информационные ресурсы», «Маркетинг библиотечно-информационной деятельности», «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности» (готовится к изданию).
В этом ряду есть дисциплины с давней историей, традиционные в подготовке библиотечных кадров, но есть и такие, которые родились в ответ на вызовы информационной эпохи, возникновение и распространение новых информационных технологий.
На библиотечно-информационном факультете (БИФ) СПбГИК названные учебные дисциплины распределены между тремя выпускающими кафедрами в соответствии с их профилем.
Кафедра библиотековедения и теории чтения, являющаяся преемницей кафедры библиотековедения Ленинградского государственного библиотечного института (ЛГБИ), затем института культуры — ЛГИК, практически с самого начала своей деятельности вела дисциплины, которые на современном профессиональном языке называются «Библиотековедение», «Библиотечный фонд», «Библиотечно-информационное обслуживание» (в советское время — «Работа с читателями»), «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности» (ранее — «Организация и управление библиотечным делом»). Метафорически выражаясь, можно назвать их четырьмя китами, на которых стоит кафедра как образовательная структура вуза.
«Библиотековедение»
В учебном плане книжно-библиотечной секции Института внешкольного образования курс общего библиотековедения поначалу отсутствовал, поскольку само понятие ещё не вошло в широкое употребление в России1. Общие проблемы библиотечного дела рассматривались в курсах истории библиотек и организации библиотечного дела2, что было связано, прежде всего, с представлением о библиотековедении как о практической дисциплине, а не о теоретической. Лишь с 1938–1939 учебного года на библиотечной кафедре началось преподавание курса «Общее библиотековедение», программа которого была разработана А. В. Усовым и включала рассмотрение системы библиотек, характеристику их типов, состояние библиотечного дела за рубежом, организацию работы библиотеки (комплектование, планирование, бюджет, отчетность, руководство библиотечным делом), планирование и оборудование библиотек, историю библиотечного дела3.
В послевоенные годы продолжалась теоретическая разработка дисциплины советскими библиотековедами, приведшая к тому, что в 1970-е гг. общее библиотековедение определялось как раздел библиотековедения, предметом изучения которого являются закономерности развития библиотечного дела, организации библиотечного обслуживания населения4. Такое представление о научной и учебной дисциплине «Общее библиотековедение» сохранялось вплоть до 1980-х годов.
Существенные изменения в представлениях о содержании дисциплины «Общее библиотековедение» произошли в 1980-х гг. как результат фундаментальных научных исследований кафедры библиотековедения ЛГИК. В 1988 г. был издан последний советский учебник «Библиотековедение: Общий курс». В нём основные общетеоретические главы: «Библиотековедение как общественная наука», «Библиотековедение в системе наук», «Методология советского библиотековедения» были подготовлены профессорами А. Н. Ванеевым и В. С. Крейденко, что явилось признанием ведущей роли кафедры библиотековедения ЛГИК в теоретическом обосновании проблем общего библиотековедения.
К сожалению, в библиотеке института не сохранились изданные кафедрой библиотековедения в 1990–2000-е гг. программы курса «Общее библиотековедение» и методические разработки, что не позволяет проследить, как развивался курс в эти годы.
Последняя редакция программы курса «Общее библиотековедение», разработанная В. Г. Горевым, была опубликована в 2010 году5. Программа включает семь разделов. В разделе 1 «Библиотековедение как общественная наука» рассматривается развитие мировой и отечественной библиотековедческой мысли; терминологический и понятийный аппарат; предмет и объект библиотековедения; международное сотрудничество в области библиотековедения. Раздел 2 отражает место библиотековедения в системе наук, и его взаимосвязи с другими отраслями знания. Раздел 3 посвящён методологии библиотековедения и организации НИР в библиотековедении. Раздел 4 отражает основные принципы организации библиотечного дела в России. Раздел 5 посвящён библиотечному делу как системе. Раздел 6 «Типология библиотек» включает характеристику основных типов и видов библиотек. Раздел 7 рассматривает проблемы общественно-государственного руководства библиотечным делом и библиотечного законодательства в России. Раздел 8 посвящён современному состоянию и перспективам библиотечного строительства в Российской Федерации.
Эта концепция курса стала основой современного учебника для бакалавров «Библиотековедение. Общий курс» (СПб., 2013), подготовленного коллективом кафедры библиотековедения и теории чтения СПбГУКИ под редакцией А. Н. Ванеева и М. Н. Колесниковой с привлечением специалистов из РГБ, МГУКИ, Национальной библиотеки Беларуси.
В разные годы этот курс преподавали в институте А. В. Усов, Т. В. Крюгер, Е. И. Кужелькова, Н. В. Лепнинова, А. В. Ванеев, З. И. Ривлин, Н. И. Карпова, С. А. Порошин, В. Г. Горев. В XXI в. эстафету от них приняли И. В. Керзум, Л. В. Вольнова, В. В. Орлов.
«Библиотечный фонд»
Учебная дисциплина начала формироваться практически с первых дней работы института. В учебном плане на 1920–1921 г. в основной дисциплине «Техника библиотечного дела» были выделены самостоятельные мелкие курсы фондоведческой направленности: «Инвентарь», «Расстановка и нумерация книг», «Гигиена книги» (его преподавал Алексей Раймундович Войнич-Сяноженцкий — библиотекарь Военно-медицинской академии). С 1923–24 учебного года в учебный план была введена производственная практика в библиотеках города, по завершении которой в аудитории студенты выступали с докладами, включающими и темы фондоведческого характера («Учёт посещений и выдач в читальне», «Книжный фонд читальни», «Комплектование рабочих библиотек»). Этот опыт можно отнести к истокам преподавания вузовского курса «Библиотечный фонд» в институте.
При обучении процессам организации библиотечного фонда (учёту, расстановке, хранению) в Ленинграде использовались учебные материалы Ю. В. Григорьева: программа курса, методические указания и конспект лекций для вузов, с 1953 г. — его учебник «Организация библиотечных фондов». Но, как самостоятельная учебная дисциплина, курс «Библиотечный фонд» сформировался лишь к началу 70-х гг. прошлого века. Исторически сложилось так, что эта дисциплина изучалась не как самостоятельная, а лишь как раздел других учебных дисциплин. Продолжительное время фондоведческая подготовка осуществлялась в рамках курса «Библиотековедение». Начиная с 1939 г. вопросы формирования библиотечных фондов изучались студентами как часть суммативного курса «Фонды и каталоги библиотек». В начале 1940-х гг. «Каталоги» выделились в самостоятельную дисциплину.
Преподавание курса «Библиотечный фонд» в институте постоянно модифицировалось в соответствии с принятой на тот момент концепцией подготовки специалистов библиотечного профиля.
Ведущим преподавателем по библиотечному фонду до середины 1960-х гг. являлась доцент кафедры библиотековедения Л. В. Казанцева. Это был знающий, опытный преподаватель, умеющий логично и чётко излагать материал, а главное — вызвать у студентов интерес и уважение к предмету. Затем дисциплину стали разрабатывать пришедшие на кафедру библиотековедения молодые специалисты — Р. Н. Концевич, Г. В. Тараченко. Со временем Г. В. Тараченко защитила кандидатскую диссертацию, долгие годы возглавляла методическую комиссию «Библиотечные фонды» на кафедре библиотековедения, входила в состав Проблемной комиссии по библиотечным фонда при МК культуры РСФСР и стала общепризнанным специалистом. С 1970-х г., после окончания аспирантуры на кафедре стала работать С. Л. Лохвицкая, ставшая вскоре одним из ведущих преподавателей по курсу «Библиотечный фонд» Этот период был знаменателен тем, что в 1978 г. из кафедры библиотековедения была выделена специальная кафедра библиотечных фондов и каталогов, которую в 1989 г. возглавила доцент С. Л. Лохвицкая.
Важным шагом на пути развития дисциплины было введение функциональных специализаций фондоведческого профиля: в 1970-80-е гг. — «Комплектатор библиотечного фонда», с 1991 г. — «Эксперт по эксплуатации и развитию библиотечного фонда», с 1999 г. — «Менеджмент документального фонда». Прикладной характер курса «Библиотечный фонд» определял особое внимание, которое уделялось в его преподавании практике. Во всех видах практик, которые были предусмотрены в обучении студентов, всегда большое внимание придавалось фондоведческим аспектам.
Углублённая отраслевая подготовка библиотечных специалистов, начавшаяся с 1980-х г., потребовала обновления и перестройки курса «Библиотечный фонд», с чем успешно справился коллектив кафедры. К этому времени он пополнился двумя молодыми специалистами с практическим опытом работы — Г. В. Варгановой и Н. Г. Донченко, которые до настоящего времени работают на кафедре и продолжают вести курс «Библиотечный фонд» на очном и заочном отделениях института соответственно.
С 2014 г. в проведении практических занятий по «Библиотечному фонду» стала принимать участие молодой преподаватель, доцент Е. В. Бахтина.
«Библиотечно-информационное обслуживание»
У этой важнейшей базовой дисциплины подготовки бакалавров библиотечно-информационной деятельности весьма непростая история. Нынешнее название ее появилось уже в постсоветское время, а «выросла» она из предыдущей «Работы с читателями», которая, в свою очередь, является преемницей такого курса, как «Руководительство чтением», включенного уже в самый первый учебный план книжно-библиотечной группы Петроградского института внешкольного образования6. В данном курсе были выделены следующие темы: методы «руководительства» чтением, наблюдение за читателем, типы читателей, изучение их, способы привлечения читателей, развитие самодеятельности читателей, организация кружков читателей и самообразования, руководство детским чтением. Можно сказать, что нашими давними предшественниками был заложен фундамент будущего «Библиотечно-информационного обслуживания».
С течением времени название и содержание курса менялись. В довоенное время вопросы руководства чтением и работы с читателями рассматривались либо в общих курсах — «Методика библиотечной работы», «Библиотечная педагогика», «Методы политпросветработы», либо в специальных — «Изучение читателя и книги», «Психология чтения», «Психолого-педагогические основы библиотечного дела» и др. Отдельный, объемный курс с названием «Работа с читателями» появился в институте в 1935–1936 учебном году7. С этого времени начала создаваться и ленинградская научная школа работы с читателями, у истоков которой стоял авторитетный библиотековед В. Ф. Сахаров. «Работа с читателями» была важнейшей для формирования профессионального мастерства библиотекаря дисциплиной, концепция и название которой просуществовало вплоть до 1996 года. Свой вклад в ее развитие при лидирующей роли В. Ф. Сахарова внесли такие педагоги института, как В. А. Зеленко, Я. В. Ривлин, Б. В. Банк, Е. А. Горш, Е. И. Кужелькова, А. А. Роднянская, Л. Я. Полковникова, Т. В. Воронова, Б. Г. Умнов, В. С. Крейденко, Г. Н. Горева, А. С. Павлова, В. А. Бородина.
В 1990-е г. произошла смена идеологических ориентиров, профессиональной терминологии, ценностей и взглядов. «Работа с читателями» была заменена на «Библиотечно-информационное обслуживание». Это не просто изменение названия, но и концепции курса с «читателецентристской, человекоцентристской» на «услугоцентристскую», несмотря на сущность библиотечно-информационной профессии типа «человек-знаковые системы-человек». Гуманистическая составляющая бывшего курса «Работа с читателями» была вытеснена на периферию. Однако на факультете была создана специальная кафедра «Социология и психология чтения», которая внесла огромный вклад в развитие данной дисциплины и сопряжённых с ней. Среди них — «Профессиональное чтение библиотекаря-библиографа», «Социология и психология чтения», «Библиотечная журналистика», «Семейное чтение», «Изучение информационных потребностей читателей», «Выставочная деятельность библиотек». Так была сохранена концепция петербургской (Сахаровской) школы работы с читателями в контексте библиотечной психологии и педагогики. И не только сохранена, но и продолжает развиваться уже в рамках кафедры «Библиотековедения и теории чтения», в которую вошла кафедра «Социологии и психологии чтения». В настоящее время на кафедре создана читателеведческая инфраструктура курсов, восполняющих гуманистическую составляющую курса «Библиотечно-информационное обслуживание»8.
Существенный вклад на пути развития дисциплины «Библиотечно-информационное обслуживание» как фундаментальной для библиотечно-информационной деятельности вносит введение функциональных специализаций и читателеведческих профилей с начала 1990-х гг., таких как «Библиотекарь-психолог», «Информационно-психологический консалтинг», «Психология библиотечно-информационного обслуживания», «Коммуникационная деятельность публичных и школьных библиотек». Сегодня ведущим преподавателем является не только продолжатель традиций Сахаровской школы работы с читателями профессор В. А. Бородина, но и молодая смена талантливых преподавателей Ю. Ф. Андреева и О. Л. Чурашева. Они же (все трое) и В. С. Крейденко являются авторами учебника для бакалавриата «Библиотечно-информационное обслуживание» (2016). Таким образом, стержневая дисциплина «Библиотечно-информационное обслуживание» остаётся приоритетной на кафедре, постоянно обогащаясь в соответствии с меняющимися требованиями к библиотечно-информационной профессии.
Менеджмент библиотечно-информационной деятельности
В первом учебном плане книжно-библиотечной группы Института внешкольного образования (как назывался вуз в 1918–1924 г.) значилось несколько дисциплин, связанных с вопросами управления библиотекой: «Делопроизводство в библиотеке», «Управление библиотеками», «Финансирование библиотек-читален». Заведующий институтом В. А. Зеленко счёл обязательным внести их в учебный план. Учебный план на 1919/20 и 1920/21 учебные годы включал уже дополнительные дисциплины: «Правовое положение библиотекаря», «Библиотечное законодательство», «Статистика и отчетность». С 1922/23 г. на факультете читались курсы: «Современная организация библиотечного дела», «Библиотечное законодательство», «Управление библиотеками», «Делопроизводство». С 1928–1929 учебного года был введён новый учебный план подготовки библиотекарей, в котором была предусмотрена дисциплина «Организация и руководство библиотечной работой».
Постепенно углублялись теоретические и методические представления о структуре и содержании библиотечных управленческих дисциплин, их взаимосвязях, накапливался опыт их преподавания, и в 1935–1936 учебном году на кафедре библиотековедения был введен единый большой курс «Организация и планирование библиотечной работы» (110 часов), который с 1936/1937 стал называться «Организация и планирование библиотечной работы в СССР».
В первые послевоенные годы в учебном плане факультета библиотековедения Ленинградского государственного библиотечного института им. Н. К. Крупской (1941–1964) значилась дисциплина «Организация библиотечного дела»
(140 час.). После реорганизации 1955 г. в вузе был создан единый библиотечный факультет, в учебном плане которого в 1955–1959 гг. управленческих дисциплин не было, а «организация работы библиотеки» была разделом общего курса библиотековедения.
В 1973 г. Министерством культуры РСФСР были утверждены новые программы дисциплин библиотековедческого цикла, среди которых значилась «Организация и управление библиотечным делом». Следует указать, что кафедра библиотековедения Ленинградского государственного института культуры им. Н. К. Крупской (название вуза до 1993 г.) первой среди вузов культуры начала подготовку кадров функциональной специализации, в том числе, управленческого профиля: организаторов библиотечного дела в ЦБС и методистов. В 1993 г. в учебном плане кафедры библиотековедения появилась такая дисциплина, как «Библиотечный менеджмент». Сохранялись курсы функциональной специализации, в том числе «Библиотечный менеджер», «Методист-исследователь».
С 2011 г., в связи с переходом на подготовку бакалавров и магистров библиотечно-информационной деятельности, на кафедре библиотековедения и теории чтения введён профиль «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности». Его основой является одноименный курс, прошедший долгий путь становления, интегрировавший многие мелкие, разрозненные курсы первых учебных планов подготовки библиотечных кадров в нашей стране.
Свой вклад в основание и развитие дисциплины, ставшей одной из базовых в профессиональном формировании библиотекаря, внесли О. Э. Вольценбург, Н. Э. Сум, Я. А. Лукашевич, Е. А. Лаппа-Старженецкая Я. П. Гребенщиков. Я. Е. Киперман, А. Я. Виленкин, А. В.Усов, Т. В. Крюгер, Е. И. Кужелькова, Н. Д. Голубева З. И. Ривлин, А. Н. Ванеев, Н. И. Карпова, Ж. С. Шадрина, С. А. Басов, С. А. Порошин, Н. И. Мошкина, В. Г. Горев, М. Н. Колесникова, Е. В. Мокшанова, В. В. Орлов, Е. В. Бахтина.
Нельзя не сказать несколько слов и о том, что кафедра библиотековедения внесла свой вклад в становление и других дисциплин, которые, в силу дифференциации и специализации образовательного процесса, постоянных структурных реорганизаций на факультете, появления новых информационных технологий постепенно трансформировались и читаются в настоящее время на других кафедрах. В частности, это — «Аналитико-синтетическая переработка информации» и «Справочно-поисковый аппарат библиотеки», уходящие своими «корнями» в привычный многим поколениям библиотечных студентов курс «Библиотечные каталоги», который в разные исторические периоды входил в учебный план кафедры библиотековедения.
В 1990-е г. на кафедре началась и разработка такой дисциплины, как «Маркетинг библиотечно-информационной деятельности», что нашло отражение в диссертациях преподавателя Д. И. Ступина и соискателя С. А. Аверьянова, а также рабочей программы функциональной специализации. В силу разных причин в 2000-е г. учебная дисциплина была передана на другую кафедру.
Всё изложенное ещё раз подтверждает фундаментальное значение библиотековедения как «пращура» целого ряда дисциплин, давно выделившихся из него и ставших самостоятельными разделами библиотечной науки и практики.
Анатолий Ванеев, Светлана Лохвицкая, Валентина Бородина, Марина Колесникова
1 Зеленко В. А. Книжно-библиотечный факультет Института внешкольного образования // Библиотечное образование. — 1920. — Кн.2. — С. 268–278.
2 Фомин А. Г. Работа книжно-библиотечного факультета Института политпросветработы им. Н. К. Крупской (бывшего Института внешкольного образования) с декабря 1918 г. по июнь 1925 г. // Библиотечное обозрение. — 1926. — Кн. 2. — С. 139–149.
3 Ванеев А. Н. От книжно-библиотечной комиссии Института внешкольного образования до кафедры библиотековедения и теории чтения СПбГУКИ, (1918–2008): ист. очерк. — СПб., 2009. — С. 28.
4 Словарь библиотечных терминов. — М.,1976. — С. 99.
5 Горев В. Г. Общее библиотековедение: рабочая программа и учеб.-метод. матер. по курсу // Современное библиотечно-информационное образование: учеб. тетр. — Вып. 10. — СПб., 2010. — С. 102–122.
6 Ванеев А. Н. От книжно-библиотечной комиссии Института внешкольного образования до кафедры библиотековедения и теории чтения СПбГУКИ, (1918–2008): ист. очерк. — СПб., 2009. — С.4
7 Там же. С. 17–18, 27
8 Бородина В. А. Библиотечно-информационное образование: петербургская (Сахаровская) школа работы с читателями // Сахаровские чтения: сб. ст. по материалам III междунар. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 20–21 янв. 2012 г.) / С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. — Санкт-Петербург, 2012. — С. 7–21.

