Читающая Россия на рубеже тысячелетий. Метод «День сплошного учёта спроса»

Читающая Россия она рубеже тысячелетий: по материалам исследовательского проекта «Чтение в библиотеках России: научные очерки». — СПб., 2014. — 328 с.
Под таким названием в 2014 г. РНБ издала коллективную монографию, излагающую результаты научно-исследовательского проекта «Чтение в библиотеках России»1.
Исследование проводилось с 1995 по 2011 г. исследовательским коллективом Центра чтения РНБ. Его важнейшей задачей было изучение репертуара чтения жителей малых и средних городов. Базами исследования послужили 60 публичных библиотек из 25 областей России, обслуживающих преимущественно русское население.
В исследовании использовался комплекс библиотековедческих, социологических и статистических методов: анкетирование читателе, экспертный опрос библиотекаре, выборочный анализ книжных и читательских формуляров и другой библиотечной документации. Одним из основных библиотековедческих методов стал мониторинг читательского спроса в библиотеках, при котором учитывалась как выданная читателям литература, так и отказы. Этот метод под названием «День сплошного учёта читательского спроса» был предложен и использован Б. В. Банком в 1950-е годы2. Массив данных систематизировался по полу, возрасту, образованию, по роду занятий читателей и охватывал все их группы и категории. Учитывался массово-тематический состав выданной литературы и источники информации о запрошенных книгах.
Особое взимание уделено молодёжи, а молодёжное чтение определено в качестве приоритетного объекта исследования. Изучение читательского облика этой категории населения проводилось Центром чтения в сотрудничестве с научно-исследовательским институтом комплексных социальных исследований (НИИКСИ) Ленинградского госуниверситета, который в эти годы изучал проблемы молодёжи.
Важнейший вывод, полученный в результате этого совместного исследования, заключается в следующем: вопреки устоявшемуся мнению (активно распространяемому СМИ), будто современная молодёжь ничего не читает, в постсоветской России чтение оставалось привлекательным и важным занятием для молодёжи.
Активно использовался и сравнительно-исторический метод. В монографию включена отдельная глава, в которой дан обзор исследований чтения и читательских интересов в дореволюционной России и в СССР. Среди крупномасштабных исследований 1960–1980 гг. авторы особо выделяют исследование «Книга и чтение в жизни небольших городов»3, в котором объектом изучения явилась читающая русская провинция. Данные этого исследования неоднократно используются в тексте монографии. К методам сравнительного анализа авторы монографии прибегают и при характеристике репертуара чтения, сравнивая чтение наших дней с чтением в предыдущие исторические периоды, (в дореволюционной России, в СССР, в годы перестройки, в постсоветской России).

Анатолий Николаевич Ванеев, профессор Санкт-Петербургского государственного института культуры, доктор педагогических наук

1 Читающая Россия она рубеже тысячелетий: по материалам исслед. проекта «Чтение в библиотеках России: научные очерки». — СПб., 2014. — 328 с.
2 Банк Б. В. Изучение читательского спроса в массовых библиотеках: труды ЛГБИ. — Л., 1958. — Т. 4. — С. 257–274.
3 Книга и чтение в жизни небольших городов. — М.: Книга, 1973. — 328 с.