Чтение и понимание с детьми. Опыт книжного клуба

«Начиная занятие в своём детском книжном клубе, чувствую себя так, будто бы мне буквально предстоит сразиться на ножах с блогером А4. Противостоять контексту, который в рутинной повседневности оказывается для моих детей большим учителем, чем люди, которых они называют учителями в школах. Уже не этот виртуальный контекст оказывается альтернативным полем образования, а школа становится чем-то дополнительным и факультативным. Речь школы не воспринимается всерьёз, потому что школа лишена вспышек контакта с настоящим.
Настоящего нет и у виртуального. Но зато есть вспышки. Грубые настолько, что способны вызвать хоть какое-то раздражение истощенной нервной системы. Этот новый учитель, мозаичный, собранный из блогеров, гейм-стримов, пранков и бессмысленных сочетаний звуков, тотально захватывающий образование, оказывается совершенно выключенным из культуры. Он выходит из ниоткуда и ведёт в никуда. Растишки не растут. Челленджи не бросают вызов. Монстры не пугают. Колесо крутится ради подменных целей — например, ради времени перед экраном. И всё же хочу верить, что что-то настоящее должно ловить человека за шкирку над пропастью в никуда. Что-то маленькое, но настоящее должно оставаться. Только, если не будет поздно».

личный блог в Telegram @gumarova_ana
3 ноября 2023 года

Наше время — время перебора информационных удовольствий: соцсети, Кинопоиск, рилсы, мемы… Чтение из возможного списка удовольствий в повседневности всё больше выпадает, так как требует особого напряжения, несравнимого с лёгким кликом по экрану.
Напряжение от чтения ощутима как для старшего поколения, так и для детей. Разница в том, что люди старшего возраста всё-таки имеют опыт получения удовольствия/интеллектуальной радости от него, поэтому возвращаются к нему как к привычной практике: перечитать любимое или решить насущную задачу, прочитав новую книгу.

Чтение книг ускользает от нас. Становится тем, что необходимо восстановить. Необходимо вернуться к нему. Снова научиться правильно читать. Уже есть такие попытки. Так, в 2025 г. на полках книжных и библиотек стоит свеже-переизданная книга Адлера Мортимера «Как читать книги. Руководство по великих произведений», написанная ещё в 1940-е годы. Появилась возможность повысить эффективность чтения благодаря поддержке ИИ-помощников: формулируются специальные промпты для составления плана чтения и выявления главных тезисов прочитанного текста. Молодые люди приходят в кафетерии на встречи книжных клубов, проходящих в новых форматах: большая часть времени уделяется не обсуждению уже прочитанных книг, а самому чтению под спокойную музыку («Разговаривать нельзя — у нас 20 минут чтения! Каждый может прийти и читать свою книгу!»). Набирает популярность «медленное чтение» как особая практика нового культурного движения. В этих новостях чувствуется тоска по долгому, упоительному чтению. Быть может, это даже попытка восстановить чтение не ради самого смысла печатного слова, а ради бойкота против удовольствий, которые проходят быстро и плодов не оставляют?
Один из способов организовать встречу детей и книг и, возможно, привести ребёнка к опыту удовольствия от чтения, — книжные клубы. О методах и опыте одного из них, преподавателем которого я являюсь, я расскажу в данной статье.

Анастасия Николаевна Гумарова, кандидат философских наук, преподаватель, руководитель детского книжного клуба «Морошкин» в библиотеке 180 им. Н. Ф. Фёдорова