Что мы подразумеваем, говоря о чтении как факторе личностного роста читателя — в частности читателя особого — и каков вклад библиотеки в развитие личности человека с ограниченными возможностями?
Начать следует с разговора о терминах. Термин «фактор» в словарях определяется как «движущая сила, причина какого-либо процесса, явления, определяющая его характер». Кроме того, factor означает ещё «делающий, производящий».
Остаётся ли чтение в условиях тотального наступления интернета и видеокультуры движущей силой личностного роста, развития Личности, накопления человеческого капитала? Что оно «делает» и «производит»? И делает ли, производит ли, созидает ли оно личность? Можно ли сказать, что оно способствует личностному росту и накоплению человеческого капитала? Отвечу: «Да», оставляя за оппонентами право опровергать это утверждение. Чтение является движущей силой личностного роста каждого читающего человека. Многое зависит и от того, как понимать чтение. Например, чтение в интернете часто противопоставляют традиционному чтению, однако при этом протекают те же психические процессы (восприятие, внимание, мышление, воображение и другие), пусть даже с некоторыми отличиями.
Чтение — и как вид психической и речевой деятельности, и как процесс воздействия содержания текста на читающего — творит, созидает личность, способствует личностному росту. Становление Личности начинается с детства, предпосылки личностного роста закладываются в раннем детстве.
Что мы имеем в виду, говоря об «особых группах читателей»? Можно встретить такие формулировки, как «особые группы читателей», «особые дети», «особенные дети», «инвалиды», «дети-инвалиды», «инвалиды по зрению», «инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата», «люди с ограниченными возможностями», «подростки с ограниченными возможностями», «пожилые», «равные среди равных» (инклюзивный подход). Широко используются термины «дети с ограниченными возможностями здоровья», «дети с особыми потребностями», «дети с особыми образовательными потребностями», «дети группы риска», «дети, пострадавшие от насилия» и др. Это дети, страдающие соматическими и психическими заболеваниями, которые приводят часто к инвалидности; дети с ослабленным здоровьем; дети, имеющие разной степени отклонения в умственном, физическом или эмоциональном развитии; дети, которые перенесли экологические и социальные катастрофы (землетрясения, войны, и т. п.). Их делят на восемь типов:
• глухие и позднооглохшие дети;
• слабослышащие дети;
• слепые дети;
• слабовидящие дети;
• с нарушением опорно-двигательного аппарата;
• с тяжёлыми нарушениями речи;
• с задержкой психического развития;
• с умственной отсталостью.
Есть и другие категории особых людей: с синдромом Дауна, Шерешевского-Тёрнера, Вильямса, аутизма, поражениями ЦНС, эпилепсией, задержкой психического развития. Кроме того, существует достаточно большая категория лиц, имеющих лёгкую органическую патологию — дети группы риска. Они могут испытывать значительные трудности в усвоении знаний, эмоциональные перегрузки, ведущие к дезадаптации.
Вопросами воспитания, обучения, адаптации и социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями развития занимается дефектология.
Валентина Александровна Бородина, профессор кафедры библиотековедения и теории чтения СПбГУКИ

