Изучая вопрос о механизмах взаимодействия государственных и общественных структур в библиотечной сфере, мы обязаны исходить из общих, универсальных принципов, на которых базируется государственная политика страны. Сегодня мы можем обратиться к документу, утверждённому указом Президента РФ 24 декабря 2014 года, — к «Основам государственной культурной политики», чтобы понять позицию государства и соотнести с ней действия РБА.
В утверждённых указом Президента 24 декабря 2014 г. «Основах» в качестве одного из принципов культурной политики провозглашено «делегирование государством части полномочий по управлению сферой культуры общественным институтам»1. В итоговом тексте «Основ» появился раздел «VII. Комплексное совершенствование системы управления», в котором говорится о том, что «масштаб и глубина необходимых преобразований требуют постепенного и целенаправленного включения профессионального сообщества и общественных организаций в процесс трансформации системы управления».
Отметим и следующий факт: 17 марта 2015 г. по итогам Общероссийского форума «Государство и гражданское общество: сотрудничество во имя развития» Президент поручил Правительству подготовить предложения «по созданию механизма передачи социально ориентированным некоммерческим организациям части функций государства в социальной сфере»2.
Таким образом, мы вправе сделать принципиальный вывод, что перевод системы управления сферой культуры в новое качество напрямую связан с развитием институтов гражданского общества в стране и передачей им части функций государства. Общественная позиция РБА имеет под собой фундаментальную политическую основу.
На совместном заседании Госсовета и Совета по культуре и искусству 24 декабря 2014 г. был поставлен вопрос о разработке Стратегии культурной политики как инструмента реализации «Основ». Президент обозначил три основных направления в разработке Стратегии:
• создание надведомственной, координирующей структуры;
• качественное законодательное сопровождение задач культурной политики;
• создание условий для развития государственно-частного партнёрства, повседневная работа «с общественными организациями, профессиональными сообществами»3.
Задача по созданию новой надведомственной структуры представляется весьма дискуссионной. Давайте задумаемся: выполнима ли она в принципе? Можно ли охватить единым взглядом, то есть общей системой госуправления культуру как таковую, включающую в себя все виды деятельности учреждений культуры, и образование, и гуманитарные науки, просвещение и ещё много областей, которые мы включаем в понятие культуры. Полагаю, это задачка из области государственной фантастики.
Сергей Александрович Басов, член правления РБА
1 Основы государственной культурной политики: Указ Президента РФ от 24.12.2014 №808 // Президент России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/47325
2 Перечень поручений по итогам форума «Государство и гражданское общество» // Президент России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/47869
3 Совместное заседание Госсовета и Совета по культуре и искусству 24 декабря 2014 года // Президент России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://news.kremlin.ru/news/47324

