В 2022 г. в рамках всероссийского научно-исследовательского проекта «Книга и библиотека в жизни современного российского общества» Центром чтения Российской национальной библиотеки был проведён экспертный опрос заместителей директоров, руководителей и (или) специалистов центральных библиотек субъектов РФ.
Центральные библиотеки субъектов РФ традиционно ведут законотворческую, методическую, научную и организационную деятельность в сфере библиотечного обслуживания, в том числе и по поддержке чтения в регионе.
Участниками экспертного опроса стали специалисты 76 центральных библиотек субъектов РФ, то есть 89,4% таких библиотек на момент его проведения.
Цель исследования — изучения состояния деятельности по поддержке чтения в регионах РФ в современных условиях.
В число поставленных задач вошло и определение содержания и приоритетов методической работы по поддержке чтения, которую ведут центральные библиотеки субъектов РФ.
Специально изучалось несколько направлений деятельности методических подразделений центральных библиотек субъектов РФ. Одним из них является организация системы повышения квалификации библиотечных специалистов в регионе. Мы попросили экспертов ответить на следующий полузакрытый вопрос: «С Вашей точки зрения, какое место тема поддержки чтения занимает в системе повышения квалификации в регионе?» Полученные ответы свидетельствуют о том, что две трети опрошенных (66,7%) вполне удовлетворены тем, как данная проблематика представлена на курсах повышения квалификации. Эти специалисты согласились с мнением, что «этим вопросам уделяется достаточно внимания». Каждый пятый (21,3%) считает, что «внимания этим вопросам уделяется недостаточно, отдельные темы вообще не представлены», а каждый десятый согласился с тем, что существующая у них система явно недостаточно соответствует потребностям сегодняшнего дня: «проблематика представлена плохо, этим вопросам нужно уделять больше внимания». Эксперт одного из регионов констатировал, что у них в «регионе отсутствуют образовательные организации, осуществляющие программы повышения квалификации по данной тематике».
Таким образом можно говорить о том, что по меньшей мере треть регионов нуждается в корректировке программ и учебных курсов и/или введении новых направлений в учебные программы.
Проблематика деятельности по поддержке чтения очень разнопланова. Каковы же выбранные приоритеты, каким проблемам в системе повышения квалификации уделяется наибольшее внимание в последние годы? Полученные ответы свидетельствуют о том, что чаще всего речь идёт о продвижении чтения в виртуальной среде. Это направление отметили 76% опрошенных экспертов. Чуть меньше (73,3%) назвали курсы, способствующие повышению знаний о литературе и современных ресурсах. Курсы, учебные часы, направленные на умение организовывать читательскую деятельность, отметили 56%. Гораздо меньше внимания уделяется повышению читательской компетентности специалистов. Эти вопросы назвали только 40% опрошенных. Однако, как отмечают Н. В. Лопатина и Н. В. Грушевская, «готовность библиотекарей отказаться от участия в организации читательской деятельности населения напрямую связана с их собственной профессиональной читательской компетентностью, с сокращением личной читательской активности и выведением читательских практик из профессионального развития»1, что является весьма тревожным симптомом для библиотечного обслуживания.
Наконец, минимум внимания в регионах отведено умению вести исследовательскую деятельность в сфере чтения. На это указали только 18,7% опрошенных или эксперты из 14 регионов. К сожалению, составление программ и проектов по поддержке чтения без опоры на исследовательскую деятельность, ясного понимания того, что происходит с чтением и как оно меняется — яркая тенденция современности.
Вера Викторовна Ялышева, заведующая Центром чтения Российской национальной библиотеки, кандидат педагогических наук, г. Санкт-Петербург
1 Лопатина Н. В. Читательская компетентность библиотекаря как фактор эффективности библиотечно-информационной деятельности / Н. В. Лопатина, Н. В. Грушевская // Библиография и книговедения. — 2023. — №1. — С. 114.

