Экология, молодёжь и библиотека

Современные методы решения проблем

Экологическая проблематика сегодня неотрывна от многих проблем современного мира и широко освещается в СМИ. Но такого рода освещение не коррелируется впрямую с развитием экологического сознания, формированием экологической культуры. В то же время общественный климат для ведения эколого-просветительской работы сегодня, на наш взгляд, складывается благоприятный.
Согласно опросу ВЦИОМа 2013 года, наличие экологических проблем в стране признали 85% опрошенных. В качестве первостепенной проблемы 58% участников назвали бытовые отходы, 78% заявили о необходимости в первоочередном порядке ликвидировать свалки бытовых и промышленных отходов, организовать переработку мусора. При этом более 75% сказали о готовности сортировать отходы в случае реализации программы приёма вторсырья в своём городе.
Опрос ВЦИОМа 2015 г. показал высокий интерес россиян к информации об экологической ситуации (86% заинтересованы в её получении), при этом 71% интересуют сравнительные данные по России и другим странам мира. Для сравнения, в 1990-х гг., экологические проблемы для россиян стояли на пятом месте после низких доходов, роста цен, дефицита товаров и трудностей с жильём. Таким образом, можно сделать вывод об обеспокоенности россиян экологической ситуацией в стране, с одной стороны, о высокой востребованности экологической информации, а с другой, готовности самостоятельно решать экологические проблемы и принимать ответственные решения с целью улучшения состояния окружающей среды.
У экологического просвещения в библиотеках России большая история. Более 20 лет назад здесь начали создавать Центры экологического просвещения, культуры и информации. Экологическая проблематика выносится в центр внимания профессионалов как небольших, так и солидных научных библиотек. На постоянной основе начинают работать экологические клубы, создаются тематические базы данных, ежегодно проводятся публичные мероприятия по проблематике, рассчитанные на различные возрастные категории, налаживаются деловые связи. Есть примеры выделения особых эко-зон, зелёных зон в библиотеках и т.д.

Вероника Владимировна Лещинская, руководитель проекта «Экокультура» РГБМ, Москва