Экономическая социология и социальная экономика — эти два понятия звучат для не специалиста почти как синонимы, но обозначают разные явления, хотя и появились на стыке одних и тех же отраслей знания.
Увеличение количества междисциплинарных исследований, возникновение новых научных дисциплин на стыке двух-трёх существующих — одна из заметных тенденций в науке в последние десятилетия. Междисциплинарность также стала одной из особенностей библиотековедческих исследований, при этом подходы, положения, методы социологии в них используются гораздо чаще, чем экономические.
Социологические подходы и методы исследований в библиотечном деле исторически связаны с исследованием чтения, начало которому было положено ещё в XIX веке.
Библиотечная социология
Некоторые примеры изучения чтения в указанный период встречаются не только в литературе по библиотечному делу, но и в учебниках по истории и методологии социологии. Например, это первые попытки применения метода включенного наблюдения при изучении чтения, связанные с именем С. А. Анского, комплексного исследования и эксперимента — Х. Д. Алчевской и Н. А. Корфа, программного изучения — Н. А. Рубакина и В. И. Орлова, анкетирования — Н. А. Рубакина, беседы — Л. Н. Толстого, Н. А. Корфа и т. д. Известно также, что Н. Г. Чернышевский изучал состав подписчиков «Современника», а Н. А. Добролюбов — читателей из народа.
К середине 1890-х гг. на практике применялись, в том числе и в библиотеках, следующие методы исследований: статистическое наблюдение; беседа индивидуальная и групповая, в том числе «переспрос»; наблюдение; анализ письменных отзывов; анкетирование; библиографический метод; анализ книжных и читательских формуляров; анализ материалов статистического учёта и отчётности библиотек; читательская автобиография. Велись также педагогические дневники («записная тетрадь»), протоколы громких чтений и бесед о прочитанном.
Широко распространенный сегодня метод анкетирования использовался редко, так как грамотных людей было немного. Кроме того, не все понимали вопросы анкеты, поэтому анкетирование как метод изучения читателей, активно распространился лишь в 1920-е годы.
Читателя нужно изучать в неразрывной связи с условиями, в которых он живёт и работает, его социальным слоем, его трудовой деятельностью и бытом, учитывая его жизненные интересы, считая их главными — такова сформировавшаяся позиция конца XIX–начала XX века1.
Такое понимание, пожалуй, близко к позиции современной экономической социологии, связывающей развитие человека с его активностью в экономической и социальной сферах, субъектностью и субъективностью действий.
Пользуясь современной терминологией, можно сказать, что экономическое сознание и мышление индивида связывалось с развитием его социальных связей и отношений, влияющих на экономическое поведение, что было важно в указанный период, особенно, в начале XX в. и в первые годы советской власти.
Позднее, экономическая составляющая исследовательских работ практически полностью уступила место социологической, все библиотечные изучения связывались с характеристиками социальных групп (рабочие, крестьяне, красноармейцы, молодёжь), социальными связями, демографическими характеристиками населения.
В настоящее время наиболее распространенными направлениями изучения в области библиотечной социологии являются2:
• чтение и читатели;
• удовлетворённость деятельностью, продуктами и услугами конкретной библиотеки;
• отношение к библиотеке, вообще, и ожиданий от её развития.
Оксана Владимировна Макеева, учёный секретарь ГПНТБ СО РАН, г. Новосибирск
1 Банк Б. В. Избранное. — СПб.: БАН, СПбГУКИ, 2011. — С. 42.
2 Трофимова Р. А. Библиосоциология: научный статус, методология, методика. — Барнаул: Алт. Гос. ун-т, 2002. — 163 с.

