Круг проблем, имеющих отношение к психологии библиотечной деятельности, достаточно широк. Одна из них — проблема повышения роли эмпатии в личностном развитии библиотекаря-психолога — в последнее время становится предметом научного исследования.
Эмпатия как психологический феномен оказывает существенное влияние на всю личность в целом, повышает мотивацию и продуктивность деятельности библиотекаря-психолога, расширяет представление об её эффективности. Особенно актуальна эта проблема в профессиональном становлении личности библиотекарей-психологов, однако проблема межличностного взаимодействия стоит и перед молодыми сотрудниками, приходящими в библиотеку в такой период развития общества, когда отказ от «живого» взаимодействия с людьми в пользу интернет-общения становиться реальностью.
Исследования феномена эмпатии, проведённые отечественными авторами (работы А. А. Бодалёва, Т. П. Гавриловой, И. С. Кона, Ю. А. Менеджерицкой, Н. Н. Обозова, Н. А. Щербаковой), показывают, что развитие эмпатии и изменение её характеристик обусловлены такими факторами, как: система отношений личности к Другому; уровень развития эмоциональности, воображения человека; ситуация в обществе; эмоциональное общение с родителями, друзьями, однокурсниками, и другими факторами.
Эмпатия: сущность и подходы
Эмпатия — сочувствие, сопереживание — является свойством личности, предрасполагающим к альтруистическому поведению. Чем больше человек склонен к сопереживанию, тем выше его готовность прийти на помощь. Эмпатия представляется определённой психической способностью и даже потребностью некоторых людей, она обусловливает тонкость их сенсорного восприятия, прежде всего эмоционально-образного восприятия внешнего мира. Можно предположить, что существует определённая взаимосвязь между механизмом эмпатии и механизмами установки, сформулированными Д. Н. Узнадзе, и доминанты А. А. Ухтомского.
Существует большое количество подходов к исследованию эмпатии: относительно её осознанности (осознаваемая и бессознательная части), происхождения (генетическая обусловленность или социальная необходимость), статуса (состоянием, процессом или свойством личности является эмпатия), видов эмпатии, гендерных особенностей её проявления, возможности развития. Малоизученным является аспект взаимодействия эмпатии и мотивации личности психолога в процессе её возникновения и развития; вызывают интерес неосознаваемые мотивы раннего детского развития и их качественная характеристика. Именно в мотивах выражается отношение человека к деятельности, самому себе, людям, к предметам и явлениям окружающего мира.
Мотивация управляет поведением человека с учётом удовлетворения потребности. Доминирующие личностные мотивы переносятся на всю деятельность личности библиотекаря-психолога, в том числе и профессиональную. Соответственно, мотивация библиотекаря-психолога, которую можно выявить в ходе исследования, является не только личностной и профессиональной, но и внутриличностной. Так, если человек по внутренним причинам выбрал направление своей деятельности, значит предполагается (сознательно и бессознательно), что эта деятельность поможет ему достичь удовлетворения своих базовых потребностей, бессознательных неудовлетворённых желаний (З. Фрейд, А. Маслоу, К. Хорни).
В профессиональной подготовке специалистов гуманитарных профессий, в частности библиотекаря-психолога, личностной готовности к профессиональной деятельности, способности проявления эмпатии всё ещё уделяется недостаточно внимания, хотя эти профессии требуют гуманистического отношения к человеку.
В реальной жизненной практике специалисты профессиональной сферы типа: «человек-человек»: психологи, врачи, педагоги, юристы, менеджеры, библиотекари встречаются не только с дружественным отношением, но и с жёсткостью как социально-психологической проблемой общества. Именно эмпатия является для профессионала средством сохранения собственной целостности, доброжелательности, но для этого она должна выступать высокоразвитым и устойчивым личностным качеством. Развитие и совершенствование её проявления во взаимоотношениях с другими людьми является важной задачей становления личности в условиях высшего образования. Наряду с этим, профессия библиотекаря-психолога, которая всё ещё не получила достаточного признания и распространённости в российском обществе, хотя является особенно ценной для выстраивания гуманистических отношений, привлекает к себе внимание.
Наталья Валерьевна Марьясова, психолог-методист Санкт-Петербургского государственного учреждения культуры «Межрайонная централизованная библиотечная система им. М. Ю. Лермонтова», доцент, кандидат психологических наук

