«Эстетический мир» этнического фольклора коренных и малочисленных народов Севера

По материалам первых публикаций ретро-журналов и северных путешествий забытых писателей

Есть прямая связь между красной книгой, в которую вписаны имена исчезающих видов представителей флоры и фауны, и тем, что наблюдаем мы в этнической истории человечества. Сохранению подлежит прежде всего эстетическое восприятие мира, которое создавалось, укреплялось, росло в течение тысячелетий, не просто веков — тысячелетий! Вот этот оригинальный, неповторимый эстетический мир и нужно охранять — он очень нужен нам, всем людям нынешнего дня.
А. П. Окладников

Завершается Год сохранения культурного наследия, но огромная, кропотливая работа будет продолжаться. Обозначение Года лишь призвано привлечь к этой работе более пристальное внимание.
О культурном наследии коренных и малочисленных народов, в частности северных — саами и лопарей — пишется и говорится нечасто. Тем более редко говорится об истории фольклора, устном народном творчестве в контексте культурного наследия. Если же речь о первых публикациях в ретро-журналах начала XX в.,  то такие материалы приобретают двойную ценность. Хотелось бы поделиться находками, совершёнными в Отделе Библиотечных фондов Мурманской Областной Научной библиотеки.
Такая работа имеет и международный аспект: понятие «коренные народы» в его меж­дународной трактовке постепенно вошло в политический и научный оборот современной России. Саамы — коренной народ Северной Европы. Территория расселения саамов протянулась с востока на запад более чем на полторы тысячи километров — от восточной оконечности Кольского полуострова через север Финляндии и Норвегии до центральной части Скандинавского полуострова. Общая численность саамов — от 60 до 80 тыс. человек.
У коренных и малочисленных народов Севера существует два международных праздника. Всемирный день коренных народов мира отмечается 9 августа, установлен в 1994 г., по инициативе Генеральной Ассамблеи ООН. Международный день саамов — ежегодный национальный праздник, отмечаемый
6 февраля саамами Скандинавии, Финляндии и России. Впервые отпразднован в 1993 г. в Йокмокке (Швеция), а в 1992 г. на XV Саамской конференции дата утверждена национальным днём саамов в честь первого съезда 1917 года. Кроме того, 2019 год объявлялся Международным годом языков коренных народов.
Российские саамы населяют преимущественно северо-восток Кольского полуострова. Общая численность саамов на территории Норвегии, Швеции, Финляндии и Российской Федерации составляет около 50 тыс. человек, численность их в Мурманском регионе — более 1,5 тыс. человек. Территория, на которой расселяются саамы России, в административном отношении составляет Мурманскую область (бывший Кольский, а ещё раньше Александровский уезд Архангельской губернии). В 1866 г. в результате реформаторской деятельности императора Александра II была создана саамская (с начала XX в. — Кольско-Лопарская) волость, которая вошла в состав Кольского (Александровского) уезда.
Саамы имеют национальную самоидентификацию и национальные атрибуты — флаг и гимн, а их права представляют выборные представительные органы культурного самоуправления — Саамские парламенты. Саамы — народ самобытной арктической культуры. Центр культурной жизни саамов в России — село Ловозеро в Мурманской области. Здесь проводятся различные саамские праздники и фестивали, в том числе международные; действует Саамский национальный культурный центр.
Продолжая тему, начатую в журнале «Библиотечное дело» №3 за 2022 г., хотелось бы рассказать о непростом опыте по поиску, изучению и раскрытию материала в уникальных, аутентичных именно первых, журнальных, публикациях о культурном наследии самобытного народа Кольского Севера — саами, лопарях. Эти находки — редкое явление, по одной «простой» причине: почти не было в начале XX в. областных краеведческих журналов (тем более северных), где, как правило, размещались «оперативные» материалы. Мурманскому краю повезло, потому что с постройкой железной дороги появился такой журнал в 1923 г. — «Вестник Мурманской железной дороги». Затем он несколько раз менял название: «Вестник Мурмана», «Вестник Карело-Мурманского края» и «Карело-Мурманский край». Это одна из жемчужин краеведческого фонда Мурманской Областной Научной библиотеки. Всегда уделял много внимания саамско-лопарской теме.

Лариса Леонидовна Башкирцева, ведущий библиотекарь Отдела библиотечного фонда Мурманской Государственной Областной Универсальной научной библиотеки