По «Шахнаме» можно без труда восстановить структуру, характер и содержание эстетического сознания эпохи Средневековья, степень и уровень взаимодействия культур Востока и Запада.
Говоря об эстетическом сознании эпохи Средневековья, мы должны констатировать, что оно не существовало как некий самостоятельный феномен, отличающийся от других форм общественного сознания, не выражалось абстрактно, то есть в научно-теоретических конструкциях, а конкретно воплощалось в том или ином материале искусства, в практической деятельности людей, в религиозно-философских проповедях, книгах, трактатах. Эстетическое сознание эпохи Средневековья выступает как составная часть общественного сознания и в известном смысле преобладает над другими его формами благодаря своей эмоционально-чувственной стороне, выступая необходимым условием жизнедеятельности людей.
Красота эстетического сознания эпохи Средневековья заключается в его непосредственной связи с природой, обществом. Оно близко и понятно нам, людям иной эпохи, именно этим своим свойством. В противном случае оно было бы для нас недоступной планетой, мерцание которой едва заметили бы на бескрайнем тёмном фоне истории. Специфика эстетического сознания Средневековья не только в его синкретичности (в определённой мере сознание синкретично и в наше время), а в его прямой и непосредственной связи с космосом, природой, трудовой практикой человека.
Средневековый человек организовал свою деятельность сообразно своим представлениям о природе, выражая своё эстетическое отношение к миру в целом. Рациональное восприятие мира уступало эмоциональному, предпочтение отдавалось чувственному, мудрости, а не разуму. Эстетическое сознание Средневековья непосредственно вырастало из практической деятельности людей.
Средневековое представление о жизни включает в себя, главным образом, жизнь в достатке, спокойствии, радости и веселии. В персидско-таджикской культуре восхваление нормальной, обеспеченной жизни, преклонение перед космосом, солнцем, землей, трудом занимает важное место. Как показывает творчество поэтов, предшественников Рудаки, Фирдавси и их современников, такое отношение является определяющим в их поэзии и выступает как их творческое кредо.
Если попытаться воссоздать жизнь и судьбы людей тех времён по историческим и художественным произведениям, мы увидим, что народ, несмотря на нашествия чужих племён, распри, нищету, дикость, искренне радовался красоте жизни и природы. Люди стремились к прекрасному, забывая о бедности и страданиях. Стремление к красоте присуще человеку с момента его рождения. Оно делало человека господином своей Судьбы, помогало избавиться от серости монотонной жизни, от нищеты и страданий.
Фирдавси писал не только о горе и страданиях своего народа, но и о том, что было прекрасного и героического в его жизни. Поиски красоты пробудили у него интерес к истории Ирана, к воссозданию новой жизни. «Шахнаме» — это поистине неисчерпаемый кладезь народной мудрости, откуда можно постоянно черпать духовную силу и надежду на будущее. Никто до Фирдавси так убедительно не доказал, что жизнь — прекрасна и ради неё стоит бороться.
Вот уже более тысячелетия прошло со времён создания «Шахнаме», однако её эстетические идеи не утратили своей значимости. Удивительно, что они до сих пор не привлекли внимания широкого круга исследователей. Иранисты, философы порою ищут истоки эстетических идей в недрах иной культуры, иной социальной общности, а вот бесценный клад, лежащий рядом, остаётся незамеченным. На Ближнем и Среднем Востоке эти идеи мало видоизменялись и служили краеугольным камнем для иранских поэтов и мыслителей, выстраивающих свои эстетических концепций.
Национальная библиотека Таджикистан внесла особый вклад в комплектование, хранение и изучении уникальных научных и литературных рукописных произведений таджикского народа. Каждому из них свыше тысячи лет, они передаются из поколения к поколению. Работниками библиотеки собраны и отреставрированы лучшие рукописные произведения, рассказывающие об истории и культуре таджикского народа. Эти реликвии подлежат особому хранению. Сотрудники отдела восточных рукописей и уникальных изданий Национальной библиотеки Таджикистана приложили все усилия для того, чтобы все желающие могли ознакомиться с этими сокровищами.
Джамил Валиев, сотрудник Национальной библиотеки Таджикистана, г. Душанбе

