Современные законодательно-управленческие реформы поставили библиотеки в новые административные отношения, при которых на второй план отошла роль творческой личности в развитии культуры и сохранении культурной памяти.
Несмотря на это, библиотеки остаются одними из самых креативных организаций, издательская деятельность которых как творческий процесс помогает формировать думающую целостную личность. Творческая составляющая издательской деятельности раскрывается в проектах и программах библиотек, в выработке нового уникального личностного знания и проявляется посредством оригинального воображения и фантазии. Тем самым издательская деятельность может являться отправной точкой профессионально-карьерного роста, инструментом создания новых креативных отношений между администрацией и персоналом библиотеки.
Один из ключевых элементов современной концепции библиотечного менеджмента — «ориентация на самореализующегося человека».1 За ней стоит чётко выстроенная система мотиваций, вершиной которой, согласно теории А. Маслоу, является самовыражение личности, то есть полная реализация творческого потенциала библиотекаря.
Понятие «творчество» исследователи определяют по-разному, но в одном они единодушны: творчество — это, прежде всего, создание нового и уникального.
Р. С. Немов, автор учебного пособия по психологии, отмечает, что творческое мышление «связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей».2 Один из крупнейших психологов и философов, С. Л. Рубинштейн, отмечает: «В творческом труде, который создаёт нечто объективно значимое и вместе с тем новое, привнесённое личностью, оригинальное, т. е. носящее печать данной личности, объективная и личностная значимость деятельности могут максимально совпадать».3 Из приведённых определений творчества следует, что это процесс созидательный и обязательно связанный с отражением личностных качеств и неординарных способностей индивида.
Роль личности в издательской деятельности библиотек как творческом процессе трудно переоценить. Можно выпускать издания, имея минимум оборудования, не имея специальных программ, но невозможно начать издавать при отсутствии генераторов идей, ведущих за собой весь персонал библиотеки. При этом наблюдается эффект «заражения» творчеством. Это позволяет открывать в коллективе творческих, оригинально мыслящих людей и вовлекать их в издательскую деятельность библиотеки с помощью различных инструментов подключения: коллективного обсуждения издания на стадии подготовки, участия в редактировании и экспертизе издания, поощрения творческой инициативы и других. Одним из видов стимулирования может служить обязательное указание имён сотрудников, работавших над изданием. К сожалению, механизм такого весомого стимула, как материальное поощрение, в настоящее время в библиотеках плохо отработан. Но, несмотря на это, творческая инициатива библиотекарей не иссякает.
Привлечение к издательской деятельности происходит в соответствии с планом её реализации. Правильно организованный процесс вовлечения помогает администрации библиотеки выявить творческих, талантливых сотрудников, которые впоследствии могут стать «мозговым центром» инновационного развития библиотеки.
Издательская деятельность, являясь многоаспектной, требует от библиотекарей широких многоплановых знаний. И хотя у каждого из сотрудников, вовлечённых в издательский процесс, своя задача — написание материала, вёрстка, оформление, редактирование и тому подобное — эффективность издательской деятельности зависит от того, насколько многосторонними окажутся их знания в этой области. Поэтому библиотекарь на практике осваивает новые профессии: журналиста, редактора, корректора, дизайнера, верстальщика, художника, педагога, психолога, лингвиста, творца, создающего артефакты культуры, вбирающего в себя знания из многих областей, тем самым превращаясь в некую «универсальную» личность.
При создании и выпуске газет и журналов* библиотекарь выступает в роли журналиста и редактора. Чтобы сделать хороший номер, нужно уметь преподнести материал, «завлечь» читателя порой скучными темами о книгах и библиотеке, заинтересовать собой и своим трудом. Этого можно достичь, обладая несомненными журналистскими способностями. Написанный материал требует редакции, оценки на актуальность, значимость, логику изложения и многое другое. В этом случае библиотекарь выступает как редактор. Примеры журналистской и редакторской деятельности можно найти в периодических изданиях библиотек в многочисленных заметках, очерках, обзорах4, 5, репортажах6, 7, интервью8, 9 и другом.
Издательская деятельность требует от библиотекаря хорошей технической подготовки. Он выступает верстальщиком и оформителем своего издания. Подготовка макета, вёрстка и последующее оформление невозможны без знания специальных программ. Их минимум может выглядеть так: Word, PowerPoint, Publisher или PageMaker, Photoshop, CorelDraw. Библиотекари используют в создании изданий цифровые технологии. В последнее время они активно стали завоёвывать интернет-пространство, использовать мультимедийные технологии. Всё больше библиотек размещают свои издания на сайтах.
Но кроме того, в библиотекарях постоянно живет педагог и психолог. Очень важно уметь разбираться в людях, обладать эмпатией, мягко и ненавязчиво «вести» читателя в информационных просторах библиотеки. Использование различных иллюстраций, шрифтов, определённой цветовой гаммы, отвечающих особенностям восприятия читателей, отражает своеобразие автора как педагога, психолога.
Библиотечные издания направлены на повышение культурного уровня диалога «библиотека – читатель», отражаемого в стилистических особенностях. Манера изложения, выбор определённых стилистических тропов и фигур, различных примет литературного стиля представляет автора как человека, тонко чувствующего язык и слово, передаёт его культурный уровень, а использование молодёжного сленга в языке издания не показатель низкой культуры библиотекаря. Такая лексика вводится с целью стилизации и достижения комического эффекта или же с целью снятия определённых барьеров в общении с читателями-подростками.
Несмотря на значимость личностного начала и существенность личностного знания для развития издательской деятельности, важным в творческом процессе является создание нового объективного знания, выработанного на основе существующего теоретического и практического опыта. В этом случае особое место занимают в издательской деятельности издательские проекты публичных библиотек, поскольку создание проекта — это творческий акт, формирующий новое, уникальное знание, вбирающий в себя оригинальные инновационные идеи.10 О родстве понятий «творчество» и «проектирование» говорят многие методологи. В частности, О. И. Генисаретский отмечает, что «художники употребляли слово “творчество”, инженеры стали употреблять слово “проектирование”».11
Как и в любом творческом процессе, в проектировании значимую роль играет воображение. В. Л. Глазычев подчеркивает, что «проект — это не просто модель пока ещё несуществующего, но возможного объекта, но ещё и оргпроект, то есть план воплощения»12, который может быть реализован при активном «включении» воображения, что характерно для творческой деятельности.
Исследователи-психологи определяют воображение как «психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путём переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте»13, «отлёт от прошлого опыта, преобразование данного и порождение на этой основе новых образов, являющихся и продуктами творческой деятельности человека и прообразами для нее».14 Эти определения доказывают непосредственную связь воображения с проектной деятельностью, поскольку проект направлен на построение моделей будущего путём анализа опыта прошлого.
В современном мире всё больше внимания уделяют проектному воображению, без которого невозможно представить инноватику, поскольку именно это воображение отличается особой чёткостью построения и разграничения создаваемых образов и поставленных задач, так называемой «внутренней дисциплинированностью, методологической дисциплинированностью».15 Этапы же творческого воображения, выделяемые автором учебника по психологии
Л. Д. Столяренко, в целом могут рассматриваться как этапы создания проекта: «возникновение творческой идеи, “вынашивание” замысла, реализация замысла».16
Создание издательского проекта, как и любого другого, невозможно без проведения маркетинговых исследований читательского вкуса, предпочтения, потребностей, актуальности темы, инфраструктуры, затрат и многого другого, что играет большую роль в успешной реализации проекта, помогает формировать творческую идею, чётко выстраивать этапы работы над изданием и составлять планы издательской деятельности.
Издательские проекты публичных библиотек соединяют в себе и опыт прошлого и стратегию будущего, что влечёт за собой развитие рефлексии, то есть формирует у библиотекаря способность анализировать свой труд, выделять положительное и отрицательное в выпущенных изданиях и, учитывая ошибки и недоработки, развиваться и достигать большего. Так появляются издательские проекты, подобные серии книг ЦГБ им. В. В. Верещагина г. Череповца «Вечера в Верещагинке» или серии «Любимые читатели» Публичной научной библиотеки им. В. Г. Короленко г. Глазова. Идея первого проекта выросла из цикла вечеров для читателей «Дорогие мои земляки». Созданное этим циклом устное краеведческое знание, уникальное и оригинальное по своей природе, необходимо было сохранить для последующих потомков в печатном документе, являющемся овеществлённой памятью, что и стало причиной выпуска книг о людях города, которые определяли его духовное развитие.17 Второй издательский проект начинался как выпуск отдельной книжки к юбилею друга библиотеки, декана филологического факультета В. В. Захарова. Впоследствии было принято решение продолжить выпуск книг о людях города, внесших весомый вклад в его культурно-историческое развитие. Серия «Любимые читатели» — это издательский проект, отражающий новое краеведческое знание, созданное библиотекарями совместно с героями книг и друзьями библиотеки, направленный на сохранение культурной памяти для жителей города завтрашнего дня.
Таким образом, издательская деятельность реализует одну из важных мотиваций личности — самовыражение, раскрытие её разносторонних способностей, в том числе творческих, способствует активизации процесса самообразования и реализации полученных знаний на практике, в течение работы над изданием. Издательская деятельность является отправной точкой профессионального и карьерного роста. Способствуя генерированию творческих идей и проектов, а также рефлексированию, она стимулирует работу всей библиотеки в опережающем режиме и даёт возможность видения завтрашнего дня.
Яна Инсуровна Иванова, зав. отделом Публичной научной библиотеки им. В. Г. Короленко г. Глазова Удмуртской Республики
* Периодики, издающейся библиотеками, достаточно много, чему доказательство служит, проводимый конкурс периодических изданий. – Прим. авт.
1 Суслова И. М. Формирование концепции библиотечного менеджмента // Основы библиотечного менеджмента. — М., 2000. — с. 27.
2 Немов Р. С. Психология: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии. — 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — с. 245.
3 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер Ком, 1999. — с. 485. — (Серия «Мастера психологии»).
4 Базлова В. «Невольник чести»: Памяти Алек-сандра Сидоренко // Болтушка. — 2003. — №21 (март).
5 Соболева Т. Ивановский край: штрихи к портрету // Волшебная шляпа. — 1999. — №1 (нояб.).
6 Блынская О. Е. Библиотечные благотворительные сезоны на Кузбасской земле // NB. — 2003. — №1(50) янв.–март.
7 Бойцов А. Как я был конгрессменом // Территория. — 2003. — №2.
8 Боровова С. А. Совет молодых специалистов // Дети Библиотеки. — 2003. — №1(7).
9 Скрягина М. Г. Наши в Америке / М. Г. Скрягина, М. П. Захаренко // БЭМС. — 2003. — №3.
10 Дукельский В. Ю. Культурный проект: от замысла к реализации // Музей будущего [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: http://future.museum.ru/part01/010301.htm (Загл. с экрана).
11 Генисаретский О. И. Философия проектирования: лекция [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: http://method.krasnoyarsk.rcde.ru/getblob.asp?id=300000197 (Загл. с экрана).
12 Глазычев В. Л. Культура проектного воображения: Лекция первая проекта // 60 параллель: Журнал. [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: http://magazine.60parallel.org/ru/journal/2003/4/14 (Загл. с экрана).
13 Столяренко Л. Д. Основы психологии: для студентов вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 1997. — С. 49.
14 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер Ком, 1999. — с. 296. — (Серия «Мастера психологии»).
15 Глазычев В. Л. Указ. соч.
16 Столяренко Л. Д. Основы психологии: для студентов вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 1997. — с. 49.
17 Разживин Анатолий Алексеевич (1892–1963) / ЦГБ им. В. В. Верещагина. — Череповец, 2000.

