Ещё несколько лет назад многие сомневались относительно того, насколько будут распространены электронные книги, нужны ли они библиотекам. Будущее наступило, и ответ стал ясен: электронные книги (eBooks) останутся надолго, а необходимым условием для выживания библиотек и библиотекарей должна быть адаптация к этой технологии.
Независимо от того, станет библиотека «безкнижной» или нет, её сотрудники должны знать, как удовлетворять потребности читателей, запрашивающих книги и другую информацию в цифровом формате1.
Правда, иногда кажется, что про адаптацию к волшебному миру электронных книг легче говорить, чем её реализовать. Процесс этот сопряжён с множеством проблем, в том числе технические средства защиты авторских прав (Digital Rights Management)2 и издательскими лимитами на заимствование (publisher limits to lending)3. Библиотечное сообществом должно детально обсуждать эти серьёзные вопросы. Хорошим источником ответов на некоторые более важные вопросы может стать отчёт СOSLA-2010 по электронным книгам4. Но как быть с такими каждодневными задачами, как оказание помощи пользователям при загрузке электронных книг на персональные устройства для чтения электронных книг (еReader)?
Инструкции по электронным книгам
Хочется надеяться, что процедура выдачи электронных книг окажется относительно простой. Библиотекари, однако, знают, что, к сожалению, ситуация часто бывает обратной. В докладе COSLA по eBooks за 2010 г. подчёркивается: «Для ценителей комфорта — а ими могут быть любители электронных книг, — простота использования значит многое». Отсутствие такой простоты чревато тем, что читатели найдут возможность получить электронные книги в другом месте.
Почему выдача электронных книг так трудна? У многих дистрибьютерных программ этот процесс состоит из нескольких этапов. Примером может служить инструкция по загрузке программы “Overdrive”* на различные носители, а также инструкция по загрузке или записыванию электронных книг на различные носители5. Надеюсь, что эта конкретная программа вскоре будет упрощена и освобождена от Overdrive WIN**6. Однако, независимо от простоты загрузки электронных книг, важно, чтобы библиотеки обеспечивали пользователей простыми и чёткими инструкциями по их выдаче. Отличный пример такой инструкции можно найти на сайте публичной библиотеки города Сан Хосе7.
Другой проблемой выдачи eBooks является то, что недостаточно технически продвинутые пользователи зачастую неспособны разобраться с программами и инструкциями, даже если созданные нами продукты и руководства к ним вполне просты и доступны. Важно не только то, какие предлагаются инструкции по пользованию компьютером и интернетом; не менее важна организация при библиотеке специальных курсов по обучению выдаче электронных книг или же индивидуальных консультаций.
Какими должны быть эти занятия? Если ваша библиотека предлагает доступ к eBooks через запатентованную услугу с загрузкой программы, то должны быть организованы курсы, на которых пользователи смогут освоить эту услугу и процесс оформления электронных книг. Мы не уверены, что всякий пользователь, знающий, как получить печатную книгу, сможет легко осуществить заказ книги электронной.
Другой тип занятий должен быть посвящён работе с ридерами. Желательно, чтобы все библиотеки разработали такие курсы и предлагали их своим пользователям. Для представления о том, как организовать такие занятия, зайдите на блог “I’m an e-Librarian”8. Если в вашей библиотеке нет персональных устройств для чтения электронных книг, целесообразно попросить волонтёров вашего района поделиться их опытом использования таких приспособлений. Чем больше общество будет знать об этих популярных технологиях и устройствах, тем быстрее войдут в нашу жизнь получившие столь стремительное распространение электронные приспособления.
Kила Хант — профессиональный библиотекарь, тренер и внештатный автор. Работала в государственных и академических библиотеках Америки. Основные интересы — информационная грамотность, проблемы электронных книг, литература для детей и подростков, вопросы копирайта. Имеет публикации в области библиотечного дела, развития технологий и онлайн-безопасности. В настоящее время работает менеджером вебинарной программы для “TechSoup Global”.
Перевод с английского — Лидия Прокулевич, к.б.н., Национальная библиотека Беларуси
1 Newcomb T. (July 11, 2011). Is a bookless library still a library? Time. (http://www.time.com/time/nation/article/0,8599,2079800,00.html?hpt=hp_t2).
2 American Library Association. Digital Rights Management (DRM)&Libraries (http://www.ala.org/ala/issuesadvocacy/copyright/digitalrights/index.cfm).
3 O’ Sullivan J. (July 7, 2011) Library activist protests publisher’s e-book policy.phyllyBurbs.com
(http://www.phillyburbs.com/news/local/burlington_county_times_news/library-activist-protests-publisher-s-e-book-policy/article_628d7092-a887-11e0-bbfb-001a4bcf6878.html).
4 Chief Officers of State Library Agencies (COSLA). (June 10, 2010). COSLA: eBook feasibility study for public libraries (http://www.cosla.org/documents/COSLA2270_Report_Final1.pdf).
5 Overdrive (2011). Overdrive accessibility guide (http://www.overdrive.com/software/omc/accessibility.aspx).
6 Overdrive (June 15, 2011). OverDrive to announce solutions for libraries to meet explosive demand for eBooks (http://www.overdrive.com/News/getArticle.aspx?newsArticleID=20110615).
7 San Jose Public Library. New User’sGuide to eBooks, eAudibooks &eMusic (http://www.sjpl.org/ebookguide).
8 Brisbin M. (March 16, 2011). Teaching my first eReader class (http://ebrarian.wordpress.com/2011/03/16/teaching-my-first-ereader-class/).

