Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Новости
Великий писатель-сатирик
К 180-летию со дня рождения классика русской литературы М.Е. Салтыкова-Щедрина

Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России.

М.Е. Салтыков-Щедрин

Творчество классика русской литературы Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина занимает почетное место как в мировой, так и в русской литературе XIX века. Свое предназначение, как истинный сын Отечества, писатель видел в том, чтобы будить общественное сознание, напоминать читателям такие понятия, как “совесть, долг, честь, отечество”.

Родина знаменитого писателя - наша Тверская земля. М.Е. Салтыков-Щедрин родился 15 (по новому стилю - 27) января 1826 года в селе Спас-Угол Калязинского уезда. С нашим краем связаны его детские и юношеские годы, здесь он служил вице-губернатором, сюда приезжал, когда стал известным литератором. Детские годы будущего сатирика прошли в обстановке крепостного быта. Здесь ребенком наблюдал он “барство дикое”, крепостнические нравы, которые царили в его родной семье и в соседних поместьях дворян-крепостников. На всю жизнь запомнились ему безропотность отца Евграфа Васильевича и властность, расчетливость, крутой нрав матери Ольги Михайловны. Одаренный от природы способностями к наукам и языкам, он довольно рано, около четырех лет, выучился от гувернанток, старших братьев и сестер говорить и по-французски, и по-немецки. А к шести годам крепостной живописец Павел Соколов и сельский священник Иван обучили его русской грамоте и чтению.

“Я, - писал Салтыков, - вырос на лоне крепостного права, вскормлен молоком крепостной кормилицы, воспитан крепостными мамками и, наконец, обучен грамоте крепостным грамотеем” (“Мелочи жизни”).

В августе 1836 года Ольга Михайловна привезла десятилетнего сына в Москву, где он, успешно выдержав экзамены, поступил в Московский дворянский институт. Это было привилегированное учебное заведение с прочными литературными традициями. До Салтыкова в нем учились В.А. Жуковский, А.С. Грибоедов, П.А. Вяземский, М.Ю. Лермонтов и другие известные поэты, литераторы. Глубокий интерес вызывала у юного студента Салтыкова русская словесность, многое узнал он о судьбах Отечества, изучая произведения Ломоносова, Державина, Карамзина, Крылова. А через два года, в 1838 году, его как “отличнейшего по успехам” переводят в Царскосельский лицей.

По лицейской традиции на каждом курсе объявлялся очередной продолжатель поэзии А.С. Пушкина. Лицеист Михаил Салтыков пишет стихи и в своем классе становится преемником великого поэта России.

По окончании лицея с 1844 года по 1848 год он живет в Петербурге и служит чиновником в канцелярии военного ведомства. В эти годы он посещает известные в северной столице литературные салоны, общается со многими писателями, встречается с В.Г. Белинским и М.В. Петрашевским, пробует свои силы на литературном поприще. Напряженные духовные искания молодого автора запечатлены в его ранних повестях “Противоречия” (1847) и “Запутанное дело” (1848), которые были опубликованы в “Отечественных записках”. Революционные идеи, звучавшие в этих произведениях, привели в негодование власти, напуганные февральской революцией 1848 года во Франции. Начинающего литератора “за вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, потрясших уже Западную Европу”, отправляют служить из Петербурга в Вятку. Ссылка длилась почти восемь лет (1848 - 1855 гг.). В Вятке Салтыков задыхался “от нелепых бумаг губернского правления”, но вместе с тем здесь он глубоко изучал и вникал в особенности жизни тогдашней провинциальной России. На его глазах процветало казнокрадство: вятские чиновники стремились “как-нибудь поближе приютиться к казенному пирогу, чтоб нечто урвать, утащить, укроить, усчитать”. После поражения России в Крымской войне и смерти Николая I (1855) в России наступили новые времена.

Вступивший на престол император Александр II “высочайше повелеть соизволил: дозволить Салтыкову проживать и служить, где пожелает”. Михаил Евграфович возвращается в Петербург и в обстановке всеобщего ожидания отмены крепостного права публикует “Губернские очерки”. Во введении он писал: “Много есть путей служить общему делу; но смею думать, что обнаружение зла, лжи и порока также небесполезно, тем более что предполагает полное сочувствие к добру и истине”. По существу, это была программа, которой Салтыков неукоснительно следовал в своем служении Отечеству. В известной автобиографии (1887) Михаил Евграфович писал, что “возобновил литературную деятельность в 1856 году “Губернскими очерками” и вплоть до 1868 года (в течение 12 лет) писал и служил, служил и писал”.

Служба на высоких государственных постах (12 февраля 1856 года Салтыков был причислен к министерству внутренних дел) требовала от писателя огромного физического и нравственного напряжения. В Рязани, будучи вице-губернатором, он находился на службе в период 1858 - 1860 гг. Это было время, когда в связи с подготовкой крестьянской реформы шла острейшая борьба “внутри помещиков... из-за меры и формы уступок”.

1860-е - годы службы Салтыкова в Твери - это период, когда в России назревала революционная ситуация, вынудившая императора Александра II пойти на отмену крепостного права. 19 февраля 1861 года Александр II подписал манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости, в результате которого более 20 миллионов русских крестьян были признаны свободными. Народ назвал этого императора “Освободителем”. Ныне ему, погибшему от рук террористов-народовольцев, в Москве, вблизи храма Христа Спасителя, воздвигнут величественный памятник. Хорошо известно, что служба Салтыкова на посту вице-губернатора в Твери (1860 - 1862 гг.) пришлась на тяжелейшие годы проведения крестьянской реформы в жизнь. В эти годы Салтыков как патриот и гуманист просто не мог не находиться там, где, как он считал, честное служение Отечеству может принести пользу тем, кто в ней так остро нуждался, а именно крестьянам, освобожденным от крепостной зависимости.

Как представитель высшей губернской власти, он активно содействовал проведению в жизнь крестьянской реформы 1861 года. Только огромным трудолюбием и исключительной работоспособностью можно объяснить тот факт, что, выполняя сложнейшую административную работу в Тверской губернии, Салтыков умудрялся в эти годы “служить и писать, писать и служить”.

Вступив в должность вице-губернатора, Михаил Евграфович прямо заявил: “Я не дам в обиду мужика”, - и не давал. Защищая интересы крестьян, он открыто выступал против помещиков-крепостников, губернских и уездных чиновников, погрязших во взяточничестве и казнокрадстве, или, говоря его словами, - “пробавлявшихся безгрешными доходами за счет казенного пирога”. Сохранившиеся с тех времен архивные материалы наглядно свидетельствуют, что вице-губернатор Салтыков после проведения ревизий в Бежецке, Красном Холме, Весьегонске, Калязине, Корчеве и Кашине возбудил против чиновников 22 уголовных дела за такие преступления, как произвол по отношению к крестьянам, взяточничество, кража казенных денег. Выступая в роли “народного заступника”, Салтыков восстановил против себя местных дворян-крепостников и чиновников-казнокрадов, которые дали ему прозвище “вице-Робеспьер”.

Он принимал самое активное участие в деятельности тверской либеральной оппозиции, одной из самых значительных в России, его подпись стоит в коллективном письме 82 дворян, которые выступили с протестом против сохранения сословных привилегий.

На посту вице-губернатора Салтыков много внимания уделял вопросам культуры и просвещения в нашем крае. Он стремился улучшить материальное положение учительства, заботился о создании публичной библиотеки в Твери. Михаил Евграфович был активным членом попечительского совета публичной библиотеки, разработал ее устав, подарил много собственных книг и опекал ее вплоть до самой отставки в 1862 году.

Салтыков-Щедрин прилагал много усилий к тому, чтобы ознакомить тверитян с лучшими писателями тогдашней России. Перед отъездом из Твери он организовал в зале Дворянского собрания (ныне Дом офицеров на улице Советской) прощальный литературный вечер с участием драматурга А.Н. Островского, прозаика А.М. Жемчужникова и поэта А.Н. Плещеева.

Годы службы в Твери сыграли важную роль в творчестве нашего великого земляка. Тверские реалии и наблюдения нашли отражение на страницах многих его ставших классическими произведений. Здесь рождается у него сатирический образ города Глупова. События, свидетелем которых он был во время служебных поездок по тверским “градам и весям”, описаны в таких его произведениях, как “Литераторы-обыватели”, “Наши глуповские дела”, в пьесах “Тени” и “Погоня за счастьем”. В сказке “Соседи” упоминается “Общество доброхотной копейки”, реально существовавшее в Твери с 1862 года, среди активных членов которого был известный поэт Ф.Н. Глинка. Бесспорно, что многое из увиденного, услышанного и пережитого писателем в родной губернии впоследствии вошло в его книги, среди которых не только “История одного города”, но и “Пошехонская старина”, “Господа Головлевы”, “Помпадуры и помпадурши”. После Твери Салтыков-Щедрин продолжает служить: управляет Казенными палатами сначала в Пензе, а потом в Туле и Рязани.

14 июня 1868 года Салтыков, которому было 42 года, в чине действительного статского советника вышел в отставку и с этого времени, как писал он в автобиографии, “исключительно отдался литературе, написал 22 названия книг”. С выходом в свет “Губернских очерков” в русской литературе появилось имя Н. Щедрин. Именно с этой книги начинается литературная известность писателя. Все дальнейшие свои произведения Салтыков печатал в журналах либо под псевдонимом Н. Щедрин, либо без подписи. Когда же работы писателя выходили отдельными изданиями, например, “Господа Головлевы” (1880), “Современная идиллия”(1883), “Пошехонские рассказы” (1885), то на титульном листе значилось: “Сочинение М.Е. Салтыкова-Щедрина”. После 1868 года крепнет сатирическое направление в творчестве Салтыкова-Щедрина. В эти годы все свои новые произведения он печатает на страницах “Отечественных записок”.

Историки литературы хорошо знают, что со времен древнегреческого баснописца Эзопа и древнеримского сатирика Ювенала сатира как вид художественной литературы высмеивала отрицательные явления действительности. Салтыков, идя по стопам Эзопа и Ювенала, опираясь на богатейшие сатирические традиции русских классиков Фонвизина, Крылова, Грибоедова, Гоголя, иносказательно, с помощью аллегорий, искусно проводит сквозь цензуру самые “крамольные”, вольнолюбивые мысли.

Литературовед Г.Н. Ищук, профессор Тверского государственного университета, еще в 70-х годах XX века отмечал, что если сатиру Д.И. Фонвизина можно рассматривать как бытовую, сатиру Н.В. Гоголя - как социально-нравственную, то с приходом в литературу Салтыкова-Щедрина русская сатира становится политической.

Наш великий земляк создал подлинную сатирическую энциклопедию русской жизни XIX века. Одной из вершин его сатирического искусства считается “История одного города”. За городом Глуповом читатель отчетливо различает контуры государства Российского со всеми его бедами, горестями и уродствами. Перед нами галерея градоначальников. Вот Дементий Брудастый (Брудастый, по этимологии, - обросший длинной косматой шерстью). Приехав в Глупов, он обошел ряды чиновников, произнес: “Не потерплю!” - и скрылся в своем кабинете. Чиновники остолбенели; за ними остолбенели и обыватели. Правда, вскоре выяснилось, что на плечах у Брудастого не голова, а пустой ящик с механизмом, который обучен наигрывать мелодии “Не потерплю!” и “Разорю!”. Свою лепту в историю Глупова внес свирепый градоначальник Угрюм-Бурчеев. В какой-то дикой задумчивости бродил он по улицам... На пути встречались ему обыватели... и кланялись в пояс... Два одинаково великих подвига предстояли ему: разрушить город и устранить реку. На долгие годы запомнился глуповцам и градоначальник Перехват-Залихватский, который въехал на белом коне, сжег гимназию и упразднил науки.

В 1880-е годы писателю нужно было найти форму, удобную для обхода цензуры и в то же время понятную “читателю-другу”. И тогда появляются его знаменитые литературные сказки. Сказочный цикл Салтыкова-Щедрина весьма значителен: в нем 32 сказки, в которых отражены основные проблемы, волновавшие русское общество на протяжении всего XIX века. В нем подведены итоги сорокалетней работы автора на литературном поприще. Перед читателем вновь возникают знакомые образы щедринских помпадуров - правителей России (сказки “Орел-меценат”, “Бедный волк”, “Медведь на воеводстве”), помещиков-крепостников (“Дикий помещик”, “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”), продажных журналистов (“Обманщик-газетчик и легковерный читатель”), трусливых обывателей (“Премудрый пескарь”, “Самоотверженный заяц”).

Символом крестьянской России, замученной помещиками, является образ коняги - героя одноименной сказки. Коняга - великий труженик, благодаря ему растет хлеб на необъятных полях России. Двум существам выпало на долю кормить пустоплясов-бездельников: мужику с сохой да коняге.

Многие щедринские сатирические типы, возникшие на почве российской действительности: угрюм-бурчеевы, иудушки головлевы, разуваевы, балалайкины, премудрые пескари, караси-идеалисты, помпадуры, пенкосниматели, головотяпы, пустоплясы, пошехонцы - давно уже стали нарицательными.

Тверские литературоведы, лингвисты, историки, краеведы, библиотечные и музейные работники, преподаватели вузов и школьные учителя традиционно проявляли и проявляют глубокий интерес к жизни и творчеству великого земляка. На родине великого писателя многое сделано и делается для увековечения его памяти. В 1976 году в Твери, на Рыбацкой улице, в доме, где жил и работал писатель, был открыт литературно-мемориальный музей. А невдалеке от дома-музея можно пройти по улице, носящей имя М.Е. Салтыкова-Щедрина. О деятельности писателя в Твери напоминают мемориальные доски на зданиях городской администрации и областной библиотеки имени А.М. Горького. На Тверской площади стоит памятник Салтыкову-Щедрину работы известного скульптора Олега Комова.

27 января по всей России и, конечно, у нас будет отмечаться 180-летие со дня рождения М.Е. Салтыкова-Щедрина. В Твери и в других городах пройдут читательские конференции, литературные вечера, прозвучат произведения писателя-сатирика.

Николай ЛЕБЕДЕВ ТВ Тверь
Тема номера

№ 4 (478)'25
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы