Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Новости
От папируса к электронной бумаге
Интервью с Максимом Мошковым

Поражает, прежде всего, глубина и фантастичность замысла. Что такое идея электронной библиотеки в абсолютном своем воплощении?
Абсолютность в том, что в воплощении нет ничего фантастичного. Теперь ведь каждому (почти) становится понятно - что именно такой и должна быть Библиотека - центром сбора книг - в сети. Чтобы новые пополнения прибывали через сеть, а читатели - имели доступ к ней через сеть же, из любой точки мира в любой момент. Ничего больше и не нужно - для Настоящей библиотеки.

Может ли такое быть, что к созданию библиотеки Вас подтолкнула любовь к фантастике? Каким Вы видите будущее этой библиотеки?
К фантастике - слишком узко сказано. Я просто любил и люблю читать.
Фантастику я читал довольно много в детстве. Сейчас - почти не читаю (плохо пишут современные фантасты). А делать библиотеку я начал для того, чтобы удобно каталогизировать для себя собранную коллекцию электронных файлов. Для личного использования. Будущее библиотеки? Будет расти потихоньку. Все больше авторов будут создавать в ней свои разделы, и напрямую будут управлять ими, размещая свои книги, рекламируя себя, общаясь с читателями, предлагая часть своих книг на продажу.

Как обстоят дела с авторскими правами?
Нынешнее законодательство об авторских правах плохо учитывает специфику Интернета, поэтому здесь еще предстоит много работы - и со стороны интернета, и со стороны законодателей. Ну а пока четко выработанных норм не установлено, эти нормы де-факто вводят в действие сами интернетчики - авторы, читатели, владельцы интернет-библиотек.

Что до меня, то я считаю, что автор должен самостоятельно управлять своим разделом в моей библиотеке, чтобы ни от кого не зависеть и оперативно представлять информацию о себе в сети, а так же свои книги - ровно те, которые он хочет представить (что поделать, дорогой читатель - автор решает), в той форме, какой хочет (привет редакторам), и в том объеме, который
автор посчитает нужным (фрагменты, и полная версия - решать автору).

Для этого я уже 5-й год развиваю технологии "Самиздата" - закупаю компьютеры, оплачиваю работу программиста, который реализует серверы, на которых авторы полностью самостоятельно создают свои разделы и управляют их содержимым. Собственно, для всех, кто перешел на управление своим разделом в библиотеке - вопрос авторского права решен - и для автора, самостоятельно представляющий свои тексты, и для библиотеки, предоставившей автору технические возможности для этого.

Сейчас у меня таких сайтов:

http://zhurnal.lib.ru "Самиздат" - для начинающих авторов (около 20,000 разделов)
http://lit.lib.ru "Современная литература"
http://fan.lib.ru "Фантастика"
http://det.lib.ru "Детективы" - для публиковавшихся писателей (около 400 разделов)
http://music.lib.ru "Музыкальный хостинг" - для музыкантов (около 15,000 разделов)
http://artlib.ru "Художники" - для художников и скульпторов (около 600 разделов)
http://artofwar.ru "Artofwar" - для военных мемуаров (примерно 150 ветеранов)

Вы говорили как-то, что если не будет виртуальных библиотек,зарубежные русскоязычные пользователи Интернета забудут русский язык. На чем основывалось это предположение и продолжаете ли Вы так считать?
За рубежом сейчас проживают и работают несколько (15?) миллионов наших бывших сограждан, эмигрировавших в Европу и Америку. Они постоянно находятся в иноязычной среде. Через 5 лет эти люди уже начинают говорить с акцентом, а их дети - уже и по-русски говорят со словарем. Если они читают русские книги, читают их своим детям - русский язык остается с ними. Библиотека не дает им забыть родной язык.

В концепции цифрового дома будущего российская молодежь видит абсолютно неограниченные возможности поиска информации и текстов. Какими Вы видите будущих интеллектуалов?
Две руки, две ноги, голова… Что еще? Ну да, они правильно пишут слово "приемлемый".

Нашим поколениям прививали любовь к книге. А вот следует ли прививать любовь к электронной книге? Не теряется ли в процессе оцифровки книги нечто очень эмоционально-важное?
Нет, не теряется. Люди читали и будут читать, а что является носителем текста - не важно, будь то папирус, береста, бумага, пергамент, жидкокристаллический экран или "электронная бумага".

Когда Ваша библиотека вместит в себя столько же книг, сколько РГБ, и у каждого россиянина появится компьютер, отпадет ли необходимость в обычных библиотеках?
Хорошая задача на логическое мышление. Ни одно из перечисленных событий не наступит никогда. Но стремиться к этому надо.

В чем суть отличия обычной библиотеки от электронной?
В обычную библиотеку надо идти. Электронная - она уже с тобой рядом, стоит только включить компьютер и выйти в интернет. Остальные отличия не принципиальны. Не считать же серьезным различие между текстом на бумаге и текстом на экране. Еще несколько лет (10-20) - и разницы в удобстве чтения между ними не будет.

Как все-таки быть с ошибками, которые остаются при сканировании в электронных книгах? Не повлияют ли они на отношение молодых людей к книге и тексту?
Читатели довольно толерантно относятся к ошибкам распознавания текста, поскольку понимают, что они неизбежны. В электронной книге обнаруженные ошибки легко исправляются. Чем больше народа ее прочтет, тем меньше ошибок останется.

Вне зависимости от замысла идет купля-продажа художественных произведений. Вы (или сами авторы) выставляете художественное произведение как некую экспозицию. Вокруг него происходит торг, сбегаются читатели. Является ли Ваш проект по сути своей коммерческим, и действуют ли в его основе законы рынка?
Пока - не является. Но движение в сторону поддержки коммерции идет.
Автор должен получать выгоду от того, что его книги представлены в библиотеке.
И я развиваю библиотеку в этом направлении. Но и читатель не должен пугаться.
Библиотека не превратится в платную. Опыт TV-индустрии с его многомиллиардными рекламными бюджетами показал, что для того, чтобы автор мог получить деньги, совсем не обязательно трясти эти деньги из зрителя (читателя).

Большинство людей, организующих по законам рынка "писатель-читатель" первую в истории "софтовую" литературную собственность, - именно программисты. Они не имеют опыта в области нематериальных товаров, а литературный "товар" причиняют им столько хлопот, что всегда проще отказаться и найти другой, более прибыльный в Интернете бизнес. Почему вы не пошли вслед за ними? Были ведь шансы? И вообще насколько окупается Ваш проект?
Прямые затраты на поддержание библиотеки (программирование, закупка оборудования и т.п.) укладываются в 300-400$ в месяц. Не считая, конечно, затрат моего личного времени. Я на своих трех основных работах достаточно неплохо зарабатываю, чтобы прокормить и себя, и свою семью, и на библиотеку денег хватает. Так что у меня нет жесткой необходимости превращать свое хобби в бизнес - библиотека не обязана меня кормить, а я в состоянии ее содержать. Хотелось бы, чтобы библиотека начала кормить авторов, в ней представленных, и я к этому стремлюсь.

Бумажная литература в истории человечества развивалась столь стремительными темпами потому лишь, что всегда - с папирусных времен – была предметом собственности. Розанов говорил как-то: ценность книги должна измеряться готовностью за нее заплатить. Вы делаете книги бесплатными, практически ничьими. Как к этому относятся авторы и книготорговцы?
Автор хочет быть прочитанным. Это первично, и превалирует над всеми остальными его стремлениями. Человек, которых хочет именно заработать - имеет массу альтернатив, которые принесут ему гораздо больше денег, чем писательское ремесло. Для 99% авторов именно бесплатность доставки книги к читателю - великое благо. Раньше им приходилось за такую доставку платить собственные деньги.

А книгоиздатель к интернету относится очень здраво - если, конечно, это современный книгоиздатель. Интернет для кигоиздателя становится местом, где он находит для себя авторов и книги, которые можно издать и заработать на них. Уже несколько лет в "Самиздате" (системе самопубликации при библиотеке) "пасутся" представители и редакторы издательств - выискивая там подходящих авторов. За это время изданы на бумаге уже десятки книг - из интернета на печатный станок.

Что до меня - то я уже 6 лет строю системы авторского самоуправления - чтобы автор сам размещал в библиотеке свои книги - те, что он считает нужным разместить. И тут уже все решает автор сам, по своему усмотрению - что дать целиком, что фрагментами, что предложить на продажу - а библиотечный интерфейс ему эти возможности обеспечивает.

Интернет поставил человечество перед загадкой: если любое произведение можно бесконечно воспроизводить и мгновенно распространять по всей планете бесплатно и не ставя автора в известность об этом, то останется ли она в таком случае товаром, на который найдется хотя бы один условный покупатель?
Кто в таком случае вообще заинтересован в том, чтобы быть посредником между автором и бесконечным множеством предполагаемых читателей, которое без рекламы неизбежно стремится к нулю? Каково будет отношение рядового потребителя культуры к тому произведению, которое абсолютно доступно и бесплатно? Продажу электронных книг тоже вряд ли можно считать перспективной. Если никто за посредничество в распространении и рекламе произведения ничего не может получить, то как вообще может осуществляться развитие сетевой литературы?
Автор хочет быть прочитанным. Читатель хочет читать хорошие книги. Нужен ли в этом симбиозе кто-то третий? Найдется ли тут место и нища для посредников?

Правильный ответ таков - найдется место для всех. И для авторов, которые готовы платить деньги, чтобы их читали. И для читателей, готовых заплатить деньги, чтобы почитать. И для тех, кто готовы писать бесплатно, и читать без платы, и тех, кто участвует в организации платного процесса и зарабатывает на его обслуживании.

Потому что система читатель-писатель в сети - очень неоднородна и сложна. Любой вариант взаимоотношений найдет себе работоспособную реализацию. Вопрос лишь в объемах и количествах.

Кто-то сможет заработать, продавая свои электронные файлы в розницу. Но таких - единицы. Десятки - смогут получить некоторый приработок за их тексты, предоставляемые по подписке. Но эти два варианта погоды не сделают.

Попытка собрать деньги с интернет-посетителя напрямую - не принесет больших успехов.

Гораздо более жизненна рекламная схема - когда читатели не платят за доступ к книгам, сайты зарабатывают на рекламе и делятся этими заработками с авторами. По этой схеме работает TV и радио. Эта же схема будет главенствующей в Интернете. Как скоро это время наступит? Не так чтобы очень скоро, но и не за горами. Для успешного развития рекламной схемы должна подрасти доля интернетизации населения. С нынешних 5-10 процентов до 25-50%.

Прочли ли Вы сами все, что есть в Вашей библиотеке, и все ли, что Вы прочли, в ней находится?
Полагаю, что я прочел примерно 1/4 всех книг, которые есть в библиотеке (и примерно 1/2 из того, что в этой библиотеке стоило читать). И наоборот – из всего мною прочитанного, примерно половина уже представлена в электронной форме.

Какие авторы попали в нее по формальным признакам (тиражность, литературные премии)? Каковы критерии отбора и Ваши читательские пристрастия?
Я принимаю книги авторов, публиковавшихся на бумаге нормальными тиражами. Это и есть формальный критерий. Если автор не публиковался - для него открыт мой сайт "Самиздат". Туда принимают без формальностей.

Получается, что Вы - полновластный хозяин Самиздата, и в Вашей воле уничтожить часть современного литературного процесса простым нажатием кнопки. Это накладывает ответственность… Трудно быть богом?
Ну да, я могу уничтожить "Самиздат" нажатием 15 кнопок. Только зачем мне это? Вы ведь не станете поджигать свою квартиру и бить в ней посуду - хотя имеете такую возможность. Вот и мне нет резона уничтожать результаты, в которые вложено много моего труда, сверх того - еще огромное количество труда других людей. Трудно ли быть богом - не знаю, но знаю, что не
трудно - не делать глупостей.

Пофантазируем. Как Вы полагаете: ваш возможный преемник избавится от каких-то текстов в этой библиотеке? От каких именно? Чем они Вам дороги?
Мне лично дороги тексты хороших книг хороших авторов. Вряд ли кому либо в голову придет жертвовать именно такими текстами. А если что-то неудачное уничтожат - не беда. Значит - такова судьба.

Что Вы знаете о ваших читателях? Сколько их у Библиотеки, у Самиздата? Пишут ли они Вам письма?
Статистика показывает, что за месяц "Самиздат" посещает 300-350 тысяч человек, библиотеку - 700-800 тысяч. Кто они, и что они - мне не известно.

На 99.99% неизвестно. Так и должно быть - ведь невозможно познакомиться с миллионом человек лично. Письма мне пишут, каждый день - десятки. Полагаю, что я за прошедшие годы успел перекинуться словом, а то и большой перепиской 10-20 тысячами человек.

Какой процент (примерно) всех читателей библиотеки составляют школьники? Связываете ли Вы свою деятельность каким-то образом со школьной программой?
Школьники, безусловно, есть. Скорее всего, их число пропорционально доле компьютеризированых школьников среди всего компьютеризированого населения.

Оценить их число… Положим, школьники выходят в Интернет в возрасте 14-17 лет, а все интернетизированое население укладывается в 14-50 лет.

Очень приблизительно выходит, что доля школьников 10% (7-15%?).

Зачем вам нужно, чтобы читатели ставили оценки, скажем, Толстому, Достоевскому? Могут ли быть эти оценки объективны в принципе?
В мире написаны миллионы книг. Человек за свою жизнь может прочесть из них 2-5 тысячи. Приходится выбирать. Рейтинги - одно из средств, помогающее выбору (не единственное, конечно). А значит - рейтинговать надо всех, в том числе и Толстого.

Открыв новый сервис - комментарии к произведениям классиков, - что Вы от этих комментариев ждете? Неужели настоящей литературной критики?
Ничего не жду, если честно. Движок для "Классики" скопирован с движка на котором крутится "Самиздат" - в "Самиздате" были гостевые, не отключать же их. А отключать не имеет смысла - гостевые приносят свою пользу. В конце концов, в них читатель может задать вопрос и ему ответят, или указать на обнаруженную ошибку распознавания - уже польза.

Какой из всех проводимых на Самиздате конкурсов кажется Вам наиболее перспективным?
Перспективны "Тенета", которые состоятся рано или поздно.
Перспективны конкурсы журнала "Химия и Жизнь". Практически все проводимые в "Самиздате" конкурсы перспективны - их победители почти всегда попадают на страницы журналов и газет.

Зачем вы их продолжаете в то время, когда практически все владельцы сетевых ресурсов (в частности Дмитрий Кравчук, владелец крупнейших сайтов — «Стихи.ру и «Проза.ру») их уже закрыли и пиарят лишь тех авторов, которые имеют средства оплатить рекламу?
Конкурсы нужны авторам, интересны им - потому мы их и проводим. Я сомневаюсь, что другие сетевые ресурсы ведут себя так, как вы написали в вопросе. Это просто не так. У меня ощущение, что конкурсы сейчас проводятся везде и почти постоянно. Пары недель не успевает пройти без того, чтобы не услышать о каком-нибудь литературном конкурсе в интернете. А насчет пиара авторов за деньги - глупости это. Авторы не настолько богаты, а литературные сайты не настолько плохи, чтобы всерьез и тотально закладываться на схему "автор платит, мы его рекламируем".

Вопросы задавала Ольга Чернорицкая

www.mera.com.ru
Тема номера

№ 4 (478)'25
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы