Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Новости
Закон об НКО стал жёстче
Представители общественных организаций Выборга приняли участие в семинаре “Некоммерческие организации (НКО) России и Финляндии. Поиски путей сотрудничества”, состоявшемся на базе Выборгской межпоселенческой библиотеки.

Инициаторами семинара выступили, с финской стороны - “Виипури-Кескус”, с российской - Сакт-Петербургский центр развития некоммерческих организаций и АНО Центр “Виипури”. Спектр вопросов, которые обсуждались в течение двух дней, оказался значительно шире заявленной темы.

Финские гости канцлер Кауко Сиппонен и доктор философии Ааро Харью рассказали о структуре и принципах работы международных организаций, о взаимоотношениях государства и НКО в Финляндии. В частности, прозвучало, что крупные общественные организации Финляндии, тесно взаимодействуя с государством, получают хорошие субсидии и налоговые льготы, имеют возможность влиять на законодательство, на формирование бюджетов, на предписания министерств. Финская практика такова, что большинство депутатов являются председателями общественных организаций. Во-первых, это, по понятным причинам, помогает им на выборах, во-вторых, дает возможность через парламент влиять на решения правительства. Местных, сравнительно малочисленных общественных объединений в Финляндии около 100 тысяч, и они очень независимы, поскольку существуют на свои средства.

Понятно, что в России взаимоотношения общественных организаций и государства складываются совершенно иначе, поэтому наиболее интересными, в практическом плане, для участников семинара были выступления специалистов Санкт-Петербургского Центра развития некоммерческих организаций - юриста Натальи Суходольской, программного менеджера Анны Шматко, которые рассказали об особенностях нового закона об НКО, о требованиях Росрегистрации к отчетности.

В начале прошлого года был принят федеральный закон №18-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», в связи с этим внесены изменения в четыре федеральных закона, в том числе - «О некоммерческих организациях» и «Об общественных объединениях».

До изменений в законодательстве общественные объединения просто уведомляли Росрегистрацию о продолжении функционирования, предоставляя отчеты только в налоговую инспекцию и в органы статистики. Теперь закон обязывает НКО подавать финансовую отчетность по двум разным формам – одна для налоговой инспекции, вторая для Росрегистрации.

Причем, требуется предоставить сведения обо всех источниках финансирования, детально описать структуру расходов. Необходимо отчитываться обо всех проведенных за год мероприятиях, с указанием полного списка участников и всех СМИ, где появлялись публикации об этих мероприятиях. Понятно, что всё это усложняет положение общественных объединений. Чем больше документооборот - тем разнообразней возможности для выявления нарушений и последующей ликвидации.

НКО обязаны представлять отчетность в Росрегистрацию без напоминаний, к определенному сроку, а по запросу - дополнительно. Предусмотрены ежегодные проверки деятельности НКО. Для общественных объединений однократное непредставление отчетности, определенной в постановлении Правительства №212 от 15.04.2006, может послужить основанием для ликвидации.

Формы отчетности одинаковы почти для всего некоммерческого сектора, который, как известно, отличается значительным разнообразием. Из-за этого разнообразия не существует универсальной формы, идеально подходящей любой организации. Так что к заполнению форм отчета, как было сказано, надо подходить творчески, приспосабливая их к своей, подчас уникальной, деятельности: достаточно составить отчет таким образом, чтобы проверяющему было понятно, чем занимается организация, откуда берет средства и как их использует. И руководством при составлении отчетов должен служить простой здравый смысл.

Однако, здравого смысла, видимо, не всегда достаточно. Согласно данным Росрегистрации, на 1.09.2007 года свои отчеты сдали всего 36 % организаций, а по решению суда закрыты 2300. Эксперты приходят к выводам о том, что действующее законодательство содержит противоречия, при этом дает возможность широкого неоднозначного толкования: с одной стороны, требований к НКО, с другой - прав Росрегистрации. Это приводит к ограничению гарантированной Конституцией свободы деятельности объединений.

Многие выборгские объединения столкнулись, например, с такой проблемой: по новым правилам, как они трактуются на территории Ленобласти, некоммерческие и общественные организации должны быть зарегистрированы в нежилом помещении и вести свою деятельность по месту регистрации. То есть нужно арендовать помещение, а это -дополнительные затраты и перерегистрация. Как быть здесь, к примеру, обществу инвалидов? АНО “Виипури” зарегистрировано в жилом помещении. Хотя это и не квартира, а действительно офис центра - формальности не соблюдены. Перевести помещение в нежилой фонд - задача практически не решаемая. Подобные проблемы возникли и у организации “Озирис”, цель которой - возрождение народных промыслов. Причем, здесь позиция Управления Федеральной регистрационной службы по СПб и Ленинградской области идет вразрез с требованием Федеральной регистрационной службы РФ.

Так что некоммерческим организациям следует очень внимательно относиться к взаимодействию с Росрегистрацией, - это один из важных выводов, которые могли сделать для себя участники семинара.

Елена Винокурова, «ВВ»
Тема номера

№ 4 (478)'25
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы