В американских школах решили отменить уроки чистописания.
Российские психологи считают, что обучение слитному письму необходимо.
Все больше людей забывают, как писать, ведь у каждого из
нас есть телефон, компьютер, "планшетник" и так далее. Знай себе
нажимай кнопочки – а современные дети делают это даже быстрее взрослых. Вот и в
американских школах решили, что уметь писать слитными буквами – это никому не
нужное устаревшее мастерство.
В 41 штате Америки решили отменить уроки чистописания.
Там решили, что в век высоких технологий каллиграфическое письмо – это пустая
трата времени. Однако чистописание - это вовсе не бесполезное занятие,
утверждают ученые. Эта дисциплина является необходимой для того, чтобы психика
ребенка развивалась гармонично, считает детский психолог Екатерина Невзорова:
"У ребенка развивается внутренняя дисциплина. Уроки
чистописания развивают и познавательные функции: когда ребенок пишет,
включаются два канала – визуальный и кинестетический. Всем известно, что
мышление человека развивается, в том числе, через руку, а значит, и через
чистописание. Кроме того, ребенок учится терпению, обучается действовать не в
самых простых ситуациях, ведь он стремится соответствовать эталону, а это
развивает еще и эстетические способности".
Письмо от руки – процесс творческий. Для каллиграфа,
например, это настоящее искусство, способ творческого самовыражения. В нем, как
и вообще в письме, есть твердые правила, которые нужно соблюдать, говорит
представитель этой редкой профессии Артем Лебедев:
"Чистописание у детей, да и у любого человека,
развивает моторику пальцев. Когда человек пишет руками, то чем аккуратнее
почерк, тем более человек дисциплинированный, ответственный, это доказанный
факт. Почему так важно аккуратно ездить? Мы же не ездим, кто как хочет. Может,
это не совсем точный пример, но тем не
менее – порядок должен быть во всем".
В России такого предмета, как чистописание, в школах нет,
но ребята в начальной школе все так же корпят над прописями – просто это
называется "урок письма". Дети постигают таинство соединения букв
единственно верными палочками и крючочками, посвящая этому примерно четверть
учебного времени. Безусловно, это гораздо медленнее, чем набирать текст. Однако
педагоги и психологи настаивают на особой важности написанного.
Это как с чтением – можно "залить" всю
домашнюю, да что уж там – мировую! – библиотеку на флешку, а можно наслаждаться
книгой – ее запахом, шелестом страниц и ощущением встречи с удивительным миром
литературы. И так же, как в ряде стран
подумывают о переходе от учебников к бук-ридерам, так и письмо грозит
превратиться в печать на планшетнике. Текстовые программы сами подскажут, нет
ли ошибок в набранном тексте, тем более что и правила орфографии становятся все
более "мягкими".
Чтобы подытожить все эти грустные тенденции, достаточно
вспомнить результаты прошлогоднего опроса американских абитуриентов. Оказалось,
что большинство молодых американцев считают, что Бетховен – это кличка собаки,
а Микеланджело – название компьютерного вируса.
Психологи напоминают, что почерк - наша "визитная
карточка". Он может рассказать о своем хозяине очень многое - его
наклонностях, способностях, интеллектуальном и эстетическом потенциале. Будет
странно искать такой потенциал в человеке, не умеющем писать.
Елена Косенкова, Виктория Смирнова
Голос России