Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Новости
Классика оживает в библиотеках...

 В России стартовал масштабный национальный проект по пропаганде и
популяризации чтения среди детей и подростков – I Всероссийский конкурс юных
чтецов «Живая классика». В феврале проходят первые школьные туры.  В них
принимают участие около 2 миллионов школьников  из 83 регионов России.  В одной
из 500 московских школ, задействованных в проекте, побывали и мы.  


С 1 февраля в  50000 школах России стартовал первый школьный тур конкурса
юных чтецов «Живая классика», направленного на пропаганду и популяризацию чтения
среди детей и подростков. Мы побывали  в одной из  гимназий северо-восточного
округа Москвы (по статистике – самого читающего), где проходил  отборочный тур
школьного конкурса. И увидели, а вернее — услышали – что и как читают школьники.


Само здание гимназии № 1503  с массивными белыми колоннами настраивало на
классический лад  и создавало ощущение преемственности старых добрых традиций. 
Ведь оно было построено в те времена, когда люди еще  любили читать, а не сидели
у компьютеров. Первое впечатление подтвердилось, когда мы вошли в литературную
гостиную и познакомились с библиотекарем  Галиной Борисовной Машковой. Конкурс
проводился в библиотеке гимназии, небольшом, но уютном помещении со множеством
стеллажей с  книгами на любой литературный вкус. После разговора с ней я
подумала: как повезло детям, которые здесь учатся, и как жаль, что лично мне  
не  суждено  было учиться в такой  школе, где такая по-домашнему уютная
обстановка, а отношения между взрослыми и учениками похожи на отношения внутри
большой дружной семьи. Начался конкурс, как водится, с торжественной части.
Школьников приветствовали  исполнительный директор «Живой классики» Марина
Валерьевна Смирнова и член жюри конкурса, писатель и литературный критик
Гертруда Александровна Арутюнова.  Марина Смирнова рассказала, о том, что
главная  цель  этого проекта – возродить любовь к чтению у детей и выявить,
какие произведения читают современные дети. А основной  критерий оценки  на
конкурсе – понимание сути произведения и оригинальность исполнения.   На
конкурсе гимназию представляли 10 учеников в возрасте от 11 до 13 лет. В
отборочном туре участвовали 43 ученика, после отбора их осталось 20, а к участию
в конкурсе «Живой классики» допустили десять юных чтецов. Литературные вкусы
участников  оказались разнообразны: от Льва Толстого и Ивана Тургенева до Льва
Кассиля и братьев Стругацких.  Жюри пришлось нелегко: все выступления были
интересны  по -своему талантливы, а выбрать нужно только троих. Слушая
выступающих шестиклассников, мы подумали, что эта гимназия имеет литературный
уклон. Но каково же было наше удивление, когда библиотекарь пояснила, что
профиль у гимназии – экономический! Поразительно и то, что все участники
конкурса из этой гимназии  читали  большие отрывки текстов наизусть, совсем не
пользуясь книгой или букридером. По положению конкурса участникам не
возбраняется читать  отрывки текста с листа,  да и вообще,  «Живая классика» не
имеет литературных ограничений, что выгодно отличает ее от других подобных
конкурсов. 


Победителями конкурса от гимназии № 1503 стали: Валентина Кретова, которая
прочитала отрывок из произведения Льва Кассиля «Великое противостояние»; Никита
Терехов (кстати, участвовавший в конкурсе, несмотря на сломанную руку)  с
рассказом Рея Бредбери «Все лето в один день»; и Расим Акчурин  с отрывком из
«Довольного человека»


И. Тургенева.  Все три победителя получили в подарок книги от издательства
детской литературы «Махаон» («ИГ «Азбука-Аттикус»), которое выделило для
конкурса  250 000 книг. Остальных участников члены жюри наградили почетными
грамотами, добавляя, что главное – не победа, а участие. Правда, по лицам детей
было ясно, что проигравшие расстроились. Ведь все они  были достойны победы,
потому что подготовились к конкурсу прекрасно. И как бы ни ругали новое
поколение за равнодушное отношение к чтению, нельзя сказать, что  все так
безнадежно.  Особенно это стало ясно после беседы с детьми в литературной
гостиной, без жюри и преподавателей. Ребята рассказали о том, как и почему
выбрали то или иное произведение на конкурс «Живая классика».


Никита Терехов: «Мы как-то проходили по обществознанию тему взаимосвязи
природы и человека, и нам задали рассказ Рэя Бредбери «И грянул гром». Я увлекся
этим автором, начал его читать. Очень меня поразил  рассказ «Все лето в один
день». Здесь описывается очень жизненная ситуация – когда коллектив не принимает
кого-то, кто выделяется, кто не похож на других, пытаясь подавить личность этого
человека. Такое в жизни часто бывает» 


Валя Кретова: «Сначала я хотела выбрать «Барышню - крестьянку» Пушкина. Но
после того как мы с мамой сходили в филармонию послушать Льва Кассиля, я решила
взять что-то из его произведений»


А Расим Акчурин нашел в доме прострелянную, пожелтевшую от времени книгу и
узнал от  родителей, что эту книгу брал на фронт во время Великой Отечественной
войны его дедушка. И именно эта книга, за счёт своего большого объема, спасла
ему жизнь: пуля, летевшая в него, застряла в страницах. Поэтому на конкурсе он
читал отрывок из нее.


Несмотря на разность литературных предпочтений у гимназистов, главный мотив
участия в конкурсе был единым - это безграничная любовь к литературе. По словам
детей, в творческих поисках помогала им  библиотекарь Галина Борисовна Машкова,
с которой они долгими вечерами могли обсуждать  произведения. В библиотеке часто
проходят различные творческие мероприятия, которые помогают детям открыть для
себя мир книги и большой культуры, а также раскрыть себя и свой творческий
потенциал. Не каждая школа или гимназия сегодня могут похвастаться сегодня таким
вниманием к культурному развитию детей, и не у всех есть такие библиотеки и
библиотекари. Этих детей уже не так легко соблазнить компьютером или он-лайн
играми. На вопрос, могли бы они обменять книгу на букридер, у них  ответ такой:
«Букридер – это всего лишь холодная цифра. А у книги есть даже свой особенный
запах, который ни с чем не перепутаешь, и своя история». И эти дети между
электронными носителями и библиотекой, неизменно выбирают библиотеку. Это ли не
оживающая классика?



Анастасия Иванова



Тема номера

№ 4 (478)'25
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы