Межрегиональный онлайн-семинар «Школа молодого библиотекаря»

23 октября Республиканская юношеская библиотека Татарстана при информационной поддержке Секции по библиотечному обслуживанию молодёжи РБА организовала межрегиональный онлайн-семинар «Школа молодого библиотекаря».
Основными темами Школы стали:
• современные тенденции чтения подростков и молодежи;
—  креативные проекты и методы привлечения подростков и молодежи к чтению и в библиотеки;
• геймификация и игровые технологии в работе с подростками и молодежью в библиотеке (игры для развития читательского интереса; обучения и развития; формирования библиотечных навыков и др.);
• освоение новых технологий и методов работы на основе искусственного интеллекта и виртуальной/дополненной реальностей;
• использование онлайн-платформ и сервисов с элементами геймификации для продвижения чтения и библиотечных услуг.
Модератором мероприятия выступила заместитель директора по инновационной и методической деятельности Республиканской юношеской библиотеки Татарстана Наталья Александровна Шайтанова. Отмечая большое количество участников семинара (более 50 регионов страны), а также желающих выступить, Наталья Александровна поблагодарила коллег за поддержку и проявленный интерес, готовность общаться и делиться успехами.
Большой блок выступлений был посвящен обмену опытом по созданию и использованию игровых форм работы, инновационным подходам к организации работы с подростками и молодежью.
С докладами выступили:
Глушкова Татьяна Викторовна, заведующая сектором информационного обслуживания и молодежных коммуникаций Республиканской детско-юношеской библиотеки Республики Бурятия — о проектах по краеведческой и патриотической тематике, которые стали импульсом для развития интереса молодежи к предлагаемым темам в рамках игровых форматов;
Челнокова Виктория Юрьевна, начальник отдела координации и развития Новосибирской областной молодежной библиотеки – о настольных играх;
Сарина Виктория Викторовна, ведущий библиотекарь Центральной районной детской библиотеки МБУК Тарского муниципального района Омской области «Тарская ЦБС имени Л.Н. Чашечникова» — об интерактивных играх;
Баришовец Алина Александровна, библиотекарь отдела культурных инициатив Центральной библиотеки им. А.С. Пушкина МКУК «ЦБС» города Челябинска — о разработке библиотечных игр краеведческой тематики;
Печеркина Софья Алексеевна, менеджер по культурно-массовому досугу ЦБС Кронштадтского района «Кронштадтская Морская библиотека» — о настольных и интеллектуальных играх в библиотеке;
Сатюкова Анна Юрьевна, главный библиотекарь по культурно-просветительской работы, рассказала о «Центре волонтерства и патриотического просвещения молодежи» Адыгейской республиканской юношеской библиотеки. Проекты Центра («Библиотечный курьер», «Читающий бульвар») нацелены работать по принципу «библиотека идет к людям» и востребованы;
Лаптева Елена Николаевна, заведующая отделом обслуживания Центральной детской библиотеки им. А.П. Гайдара МБУК «АЦБС», (Нижегородская область, г. Арзамас) на примерах представила апробированные инновационные формы в работе с подростками, такие как геокэшинг, матрица речетворчества (сравнительный «разбор» литературных героев), информкарты (игра, где каждое понятие нужно сжать до одного слова или символа), букдейтинг (книжное свидание, книга как повод для темы общения), плейбэк-театр (импровизированный психологический театр, где библиотекари и читатели становятся актерами и соавторами происходящего на сцене), летние прогулочные группы;
Лещенко Ксения Андреевна, ведущий методист Краснодарской краевой юношеской библиотеки им. И.Ф. Вараввы рассказала об опыте библиотек Краснодарского края по привлечению к чтению подростков и молодежи, в частности о фестивале молодых исполнителей «Больше чем квартирник», онлайн-проекте «Россия читает Варавву», онлайн-проекте «Ты наш герой — горжусь тобой»;
Королева Марина Константиновна, заведующая филиалом № 2 «Библиотека семейного чтения» СПб ГБУ «ЦБС Кронштадтского района, в своем выступлении «Молодежная аудитория: от привлечения к вовлеченности через кросс-возрастные проекты библиотеки семейного чтения» рассказала о проектах библиотеки семейного чтения по привлечению молодежной аудитории, когда одни сообщества, самоорганизованные на базе библиотек, становятся мотивирующей и организаторской группой для других — порождая эффект домино.
Интересными для участников Школы стали выступления о личном опыте коллег — молодых библиотекарей по применению искусственного интеллекта в библиотечном деле. Так, Диденко Артем Вячеславович, библиотекарь читальных залов Воронежской областной универсальной научной библиотеки им. И.С. Никитина, рассказал о преимуществах и недостатках целого ряда имеющихся в бесплатном доступе инструментов на основе ИИ: для создания сценариев мероприятий, обучения библиотечных специалистов, применения в качестве визуальной составляющей, а также для личной аналитики социальных сетей.
Выступление Кучеренко Ивана Ильича, библиотекаря отдела молодёжного чтения Молодёжной библиотеки Республики Коми, стало дополнением предыдущего докладчика. Иван Ильич представил личный опыт использования нейросетей в профессиональной деятельности: об ассистенте и помощнике «Яндекс Алиса», текстовом ассистенте DeepSeek, генераторе изображений Шедеврум, генераторе видео Kling AI, звуковых редакторах на основе ИИ Adobe Podcast, создании профессиональных презентаций в Gamma AI.
Михайлова Екатерина Викторовна, библиотекарь МБОУ «Верхнеуслонская СОШ» (Республика Татарстан), рассказала об использовании искусственного интеллекта в работе школьной библиотеки.
Вопросу проблем чтения молодежи были посвящены выступления:
Кожемкуловой Валерии Дмитриевны, библиотекаря Библиотеки семейного чтения СПб ГБУ «ЦБС Кронштадтского района», которая рассказала о книжных сетах как новом подходе к раскрытию фонда и популяризации чтения среди молодежи;
Низеньковой Марины Геннадьевны, ведущего методиста Департамента детской литературы издательства АСТ — об экспериментах и инновациях в современной подростковой литературе, новых жанрах и тематических направлениях литературы для данной группы читателей.
Несмеянова Анастасия Дмитриевна, специалист Центра гуманитарных проектов и исследований Российской государственной библиотеки для молодёжи, в своем выступлении «Неформальные молодёжные сообщества и практики как вектор развития библиотеки: креативные подходы к взаимодействию и вовлечению» рассказала об опыте исследовательского похода к поиску неочевидных решений для привлечения новой аудитории и повышения эффективности взаимодействия учреждений культуры с творческой молодёжью.